«Обручение Даши» В. Я. Брюсова: историко-литературный комментарий
Екатерина Сергеевна Ветрова
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается повесть В. Я. Брюсова «Обручение Даши» как эксперимент автора-символиста в рамках «традиционной» поэтики. Центральное положение купеческого быта в произведении дает основание говорить об автобиографичности текста, а также выявить параллели между главным героем повести и отцом Брюсова. Анализ образов представителей разночинной интеллигенции позволяет сделать вывод о дихотомии отношения Брюсова к идеям нигилизма: с одной стороны, автор иронизирует над ними, а с другой — в финале повести подчеркивает влияние «новых людей» на дальнейшие общественные изменения.
Тезисы
Ключевые слова: В. Я. Брюсов; «Обручение Даши»; разночинцы; купечество; историко-литературный комментарий
Доклад посвящен анализу претекстов повести В. Я. Брюсова «Обручение Даши», которую можно рассматривать как своеобразный эксперимент автора-символиста в области «традиционной» поэтики. В центре сюжета повести находится быт московского предпринимательства второй половины XIX в., что позволяет говорить об автобиографичности текста: известно, что дед автора — К. А. Брюсов — из крепостного стал преуспевающим купцом и заработал крупное состояние на пробочной торговле. Биографический анализ повести позволил выяснить, что в процессе работы над «Обручением Даши» автор опирался на материалы семейного архива, а также дневники отца, Я. К. Брюсова. Заметки Я. Брюсова позволяют найти множество параллелей между ним и главным героем повести — Кузьмой Русаковым. Отец В. Брюсова посещает светские вечера, занимается самообразованием, разделяет революционные идеи, с особым трепетом относится к Н. Г. Чернышевскому и Д. И. Писареву, чьи портреты висят над его столом, и все эти стремления находят отражение в образе Кузьмы Русакова. В процессе составления историко-литературного комментария нами были рассмотрены особенности изображения интеллектуальной и общественно-политической деятельности разночинцев второй половины XIX в. Мы пришли к выводу, что Брюсов показывает их нарочито карикатурно, подчеркивая противоречивость их идей и поведения. И Аркадий, и Фаина, проповедуя революционные для 1860-х гг. идеи о всеобщем равенстве, на самом деле стремятся к обретению материальной выгоды через отношения с людьми с лучшим финансовым положением. Брюсов демонстрирует, что интеллигенция оказывается способной только к разговорам, но не к влиянию на общественную обстановку, и подчеркивает ее несостоятельность как социальной силы.
«Обручение Даши» — повесть, написанная с опорой на прозу воссозданной Брюсовым эпохи. В связи с этим мы провели анализ интертекстуальных связей «Обручения Даши» с произведениями, оказавшими сильное влияние на мировоззрение «новых людей» второй половины XIX в.: «Отцами и детьми» И. С. Тургенева, «Что делать?» Н. Г. Чернышевского и «Грозой» А. Н. Островского. Мы пришли к выводу, что автор иронизирует над образами и мотивами, прослеживаемыми в художественной литературе 1860-х гг., и специально снижает их, показывая, что его мировоззрение далеко от нигилизма и радикал-утилитаризма. Однако одновременно с этим Брюсов, вводя в финал повести размышления об имени будущего ребенка Даши, показывает, что он является продолжением и «продуктом» «модных» идей второй половины XIX в. и тем самым отмечает значительное влияние «новых людей» на дальнейшие общественные изменения.
«Обручение Даши» — повесть, написанная с опорой на прозу воссозданной Брюсовым эпохи. В связи с этим мы провели анализ интертекстуальных связей «Обручения Даши» с произведениями, оказавшими сильное влияние на мировоззрение «новых людей» второй половины XIX в.: «Отцами и детьми» И. С. Тургенева, «Что делать?» Н. Г. Чернышевского и «Грозой» А. Н. Островского. Мы пришли к выводу, что автор иронизирует над образами и мотивами, прослеживаемыми в художественной литературе 1860-х гг., и специально снижает их, показывая, что его мировоззрение далеко от нигилизма и радикал-утилитаризма. Однако одновременно с этим Брюсов, вводя в финал повести размышления об имени будущего ребенка Даши, показывает, что он является продолжением и «продуктом» «модных» идей второй половины XIX в. и тем самым отмечает значительное влияние «новых людей» на дальнейшие общественные изменения.