XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

 Лексика тактильных ощущений в рассказах В. В. Набокова «Удар крыла», «Месть»

Кристина Сергеевна Мизитова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Исследуется группа лексики тактильных ощущений в рассказах В. В. Набокова «Месть» и «Удар крыла», принадлежащих к русскому периоду творчества автора и опубликованных в 1924 г. В докладе рассмотрена роль языка прикосновений в художественном произведении, его влияние на читателя. 

Тезисы

Ключевые слова: лексика тактильного восприятия; тематическая группа; язык В. В. Набокова

Семантическое членение лексики как системы всегда вызывало споры и неоднозначные решения, одним из общепризнанных подходов оказался метод выделения тематических групп (ТГ). Лексика тактильного восприятия, выражающая осязательные ощущения человека (прикосновения, ощущение тепла, холода, боли и др.), может быть представлена в виде ТГ, объединяющей слова разных частей речи. В качестве рабочей взята классификация общих и частных форм тактильности, предложенная А. Р. Лурия [Лурия, 2012: 99].
На материале двух рассказов, принадлежащих к русскому периоду творчества В. В. Набокова, рассматривается использование языка прикосновений, имеющего для художественной ткани рассказов важное содержательное значение — создание особого «вещественного» мира, данного в психофизической рефлексии человека (персонажа). Выбор произведений обусловлен наличием в них обилия лексем со значением тактильности, а также самим содержанием рассказов.
Новизна проводимого исследования определяется отсутствием обобщающих работ, анализирующих художественный язык Набокова в рассказах его русского периода «Месть» и «Удар крыла», а также отсутствием исследований, посвященных тематическим группам лексики в этих произведениях.
Итогом исследования стали следующие выводы:
1) тактильная лексика представлена группами глагольной (скользнуть, поцеловать и др.) и именной лексики (мягкий, холодный, шерстяной и др.);
2) лексику тактильности можно поделить на несколько групп по признаку сюжетного действия: касание человека человеком (Сказал студент, легко пожав большую холодную руку, поданную ему [Набоков, 2004: 55]), касание человеком предмета (Керн прошел по скользившим волнам ковра, плечом толкнул стеклянную падавшую дверь [Там же: 48]), воздействие внешних / внутренних факторов на человека (Свинцовая усталость сжимала ему виски [Там же: 43]) и др.;
3) тактильная лексика является составной частью тематического плана текстов, она реализует авторский замысел в отношении сюжетостроения и является существенным стилистическим маркером произведений Набокова.
Вещественность составляет смысловой центр произведений Набокова, организуя их структуру, что отмечают многие исследователи его творчества. Рассмотрение авторского репертуара лексики тактильности, как кажется, может раскрыть специфику выражения этой вещественности.

Литература:
Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. М., 2012.
Набоков В. В. Собрание сочинений русского периода: в 5 томах. Т. 1. СПб., 2004.