«Такая бабушка была хорошая»: к вопросу о выборе магического специалиста (на материалах фольклорной экспедиции СПбГУ в село Долгощелье Мезенского района Архангельской области)
Ирина Николаевна Кузьмина
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
На материале рассказов о заговорах и магическом этикете, записанных в селе Долгощелье (Мезенский район Архангельской области), содержащихся в Фольклорном архиве СПбГУ, предлагается гипотеза о влиянии личных взаимоотношений «пациента» и знающего в ситуации необходимости выбора магического специалиста. Обозревается история изучения проблемы, приводятся примеры биографических нарративов, подтверждающих гипотезу. Наконец, выдвигается предположение о связи номинации «знающий» с успешностью проведённого ритуала.
Тезисы
Ключевые слова: бытовая
магия; магический специалист; ритуальный авторитет; взаимоотношения; Русский
север
В своем докладе я буду говорить о проблеме выбора магического специалиста в современной севернорусской деревне. Сама ситуация выбора возникает вместе с потребностью обычного человека, не владеющего магическим знанием, в ритуальной услуге: в этом случае ему нужно выбрать, к кому именно обратиться. Анализ нарративов показал, что полученные в экспедиции полевые материалы не вполне соответствуют устоявшемуся в научной парадигме мнению о выборе магического специалиста в зависимости от его авторитета [Степанов, 2012], [Поташева, 2023]. Под авторитетом знающего фольклористы обычно понимают его общепризнанное магическое значение и уважение к нему односельчан. Наши же собеседники чаще упоминали о старших родственницах, соседках или просто знакомых, которые необязательно имели репутацию «знающих». При выборе важным оказывались знакомство и личные отношения между заказчиком ритуала и ритуальным специалистом. Я заметила, что в рассказах о таком опыте наши собеседники всех помогающих им женщин называли не просто по имени и отчеству, а почти всегда по формуле «баба / бабушка + имя». Напр.: « <…> ко мне ходила бабушка Марина Рюмина <…> Она мне что-то заговорила, я уж не знаю, она всё молча. Не хотели же это разглашать. Всё тайком, всё молча. И у меня прошли. <…> <А вам вот эта вот Марина Рюмина, она не ваша бабушка?> Нет, она совсем чужая. <Просто вот знакомая где-то?> Да, да, она знакомая, всё время ко мне ходила. Всё время ко мне ходила. <Ого, а почему?> Не знаю, почему-то <…> Такая бабушка была хорошая <…>» [ФА СПбГУ: DAu24-019].
В работах, посвященных роли магических специалистов и их авторитету, лишь изредка упоминается о важности личных качеств «знающего» и его взаимоотношениях с «заказчиком» (должен быть «как родной», от него должно идти «тепло» и др.). Я буду опираться на эти и указанные выше работы, но мне представляется важным развернуть аспект взаимоотношений и доказать гипотезу о том, что выбор магического специалиста определяется скорее его личными качествами и отношениями с обратившимся к нему “пациентом”, нежели статусом его авторитета в сообществе. Так как мою гипотезу удобнее всего проверить на примере локального сообщества, основой исследования стал материал, собранный в ходе фольклорных экспедиций в село Долгощелье (Мезенский район Архангельской) в июле 2023 и 2024 гг. Работа в течение трех недель в одном и том же месте позволила применить метод включённого наблюдения. Для анализа полученного материала был использован метод насыщенного описания [Geertz, 1973]. Результатом исследования стала проверка гипотезы об определении выбора магического специалиста. Это позволило выйти на новые горизонты исследования данного вопроса: в частности, я выдвигаю предположение о том, что взаимоотношения «пациента» и знающего определяются посредством номинаций через термины родства и свойства.
Литература:
Поташева А. Д. Передача магического знания: знающий и преемник: дис. на соискание ученой степени магистра. СПб., 2023.
Степанов А. В. Деревенские «знающие»: слагаемые авторитета // Научный диалог. 2012. №4. С. 136—161.
Фольклорный архив Санкт-Петербургского университета (ФА СПбГУ).
Geertz С. Thick descriptions: Toward an interpretive theory of culture // Geertz C. The interpretation of culture. New York, 1973. P. 310—323.
В своем докладе я буду говорить о проблеме выбора магического специалиста в современной севернорусской деревне. Сама ситуация выбора возникает вместе с потребностью обычного человека, не владеющего магическим знанием, в ритуальной услуге: в этом случае ему нужно выбрать, к кому именно обратиться. Анализ нарративов показал, что полученные в экспедиции полевые материалы не вполне соответствуют устоявшемуся в научной парадигме мнению о выборе магического специалиста в зависимости от его авторитета [Степанов, 2012], [Поташева, 2023]. Под авторитетом знающего фольклористы обычно понимают его общепризнанное магическое значение и уважение к нему односельчан. Наши же собеседники чаще упоминали о старших родственницах, соседках или просто знакомых, которые необязательно имели репутацию «знающих». При выборе важным оказывались знакомство и личные отношения между заказчиком ритуала и ритуальным специалистом. Я заметила, что в рассказах о таком опыте наши собеседники всех помогающих им женщин называли не просто по имени и отчеству, а почти всегда по формуле «баба / бабушка + имя». Напр.: « <…> ко мне ходила бабушка Марина Рюмина <…> Она мне что-то заговорила, я уж не знаю, она всё молча. Не хотели же это разглашать. Всё тайком, всё молча. И у меня прошли. <…> <А вам вот эта вот Марина Рюмина, она не ваша бабушка?> Нет, она совсем чужая. <Просто вот знакомая где-то?> Да, да, она знакомая, всё время ко мне ходила. Всё время ко мне ходила. <Ого, а почему?> Не знаю, почему-то <…> Такая бабушка была хорошая <…>» [ФА СПбГУ: DAu24-019].
В работах, посвященных роли магических специалистов и их авторитету, лишь изредка упоминается о важности личных качеств «знающего» и его взаимоотношениях с «заказчиком» (должен быть «как родной», от него должно идти «тепло» и др.). Я буду опираться на эти и указанные выше работы, но мне представляется важным развернуть аспект взаимоотношений и доказать гипотезу о том, что выбор магического специалиста определяется скорее его личными качествами и отношениями с обратившимся к нему “пациентом”, нежели статусом его авторитета в сообществе. Так как мою гипотезу удобнее всего проверить на примере локального сообщества, основой исследования стал материал, собранный в ходе фольклорных экспедиций в село Долгощелье (Мезенский район Архангельской) в июле 2023 и 2024 гг. Работа в течение трех недель в одном и том же месте позволила применить метод включённого наблюдения. Для анализа полученного материала был использован метод насыщенного описания [Geertz, 1973]. Результатом исследования стала проверка гипотезы об определении выбора магического специалиста. Это позволило выйти на новые горизонты исследования данного вопроса: в частности, я выдвигаю предположение о том, что взаимоотношения «пациента» и знающего определяются посредством номинаций через термины родства и свойства.
Литература:
Поташева А. Д. Передача магического знания: знающий и преемник: дис. на соискание ученой степени магистра. СПб., 2023.
Степанов А. В. Деревенские «знающие»: слагаемые авторитета // Научный диалог. 2012. №4. С. 136—161.
Фольклорный архив Санкт-Петербургского университета (ФА СПбГУ).
Geertz С. Thick descriptions: Toward an interpretive theory of culture // Geertz C. The interpretation of culture. New York, 1973. P. 310—323.