Крестный как персонаж в севернорусских волшебных сказках
Влада Дмитриевна Работинская
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе будут представлены предварительные результаты анализа функций крестного в севернорусских волшебных сказках. Традиционно считается, что крестный является «вторым родителем», мудрым советчиком для крестника (так его роль характеризуется в интервью, записанных нами в фольклорно-антропологической экспедиции в июле 2024 г. в Лешуконском районе Архангельской области). Однако в сказках, собранных в начале XX в. на той же территории, роль персонажа-крестного оказывается противоположной. Распространенными являются сказки, в которых крестные жестоко наказывают или даже убивают крестников.
Тезисы
Ключевые слова: крестные родители; персонаж; сказка
В июле 2024 г. в рамках фольклорно-антропологической экспедиции СПбГУ я работала в деревне Вожгора Лешуконского района Архангельской области. В ходе многочисленных интервью с местными жителями особенно частотной оказалась тема их взаимоотношений с крестными родителями. Мы с коллегами заметили, что в деревне роль крестных не исчерпывается участием их только в традиционном свадебном обряде, как это часто фиксировали фольклористы. Наши собеседники называли своих крестных «вторыми родителями». Более того, жители Вожгоры настаивали на том, что отношения со «вторыми родителями» часто оказываются намного ближе, чем с биологическими.
Помимо наставничества и воспитания крестные выполняют и другие функции. Они оберегают своего крестника на протяжении всей его жизни. Именно поэтому выбор крестного для ребенка не просто важен, но часто становится определяющим, судьбоносным. Так, напр., в наших интервью мы часто слышали о том, что в севернорусской традиции существует следующий обычай: если у женщины умирают дети во младенчестве (несчастный случай или болезнь), то, чтобы избежать смерти следующего новорожденного, родители просят стать крестным для него совершенно постороннего человека, который первым после матери и повитухи увидел ребенка: «У мамы первые девочки, четыре девочки, все умирали. До двух годиков доживут, до трех и умрут. Не жили дети. И вот когда родилась я, они зарок дали, что кто первый придет к нам, тот будет твоим крестным. Женщина придет, будет твоя крестная. Мужчина — твой крестный. И вот этот мужчина пришел первый рано утром, ему надо было лошадь. И папа должен был выписать ему наряд, чтобы дали лошадь. Вот и он стал моим крестным» [ФА СПбГУ: Леш24-11].
В ходе работы с полевыми материалами меня заинтересовало, в каких фольклорных жанрах встречаются крестные и какую функцию они выполняют. Свое исследование я начала с анализа волшебных сказок, записанных в начале XX в. на этой же территории. Оказалось, что в сказках крестный как персонаж выполняет специфическую функцию. Он вовсе не представитель крестника (как это происходит в свадебном обряде в случае с божаткой (крестной) невесты), не мудрый советчик (каким он часто предстает в наших интервью с деревенскими жителями). Наоборот, в сказках крестный или наказывает крестника, или вовсе его убивает. Таким образом, в докладе будут представлены предварительные результаты анализа функций персонажа крестного в севернорусских сказках.
Литература:
Фольклорный архив Санкт-Петербургского университета (ФА СПбГУ).
В июле 2024 г. в рамках фольклорно-антропологической экспедиции СПбГУ я работала в деревне Вожгора Лешуконского района Архангельской области. В ходе многочисленных интервью с местными жителями особенно частотной оказалась тема их взаимоотношений с крестными родителями. Мы с коллегами заметили, что в деревне роль крестных не исчерпывается участием их только в традиционном свадебном обряде, как это часто фиксировали фольклористы. Наши собеседники называли своих крестных «вторыми родителями». Более того, жители Вожгоры настаивали на том, что отношения со «вторыми родителями» часто оказываются намного ближе, чем с биологическими.
Помимо наставничества и воспитания крестные выполняют и другие функции. Они оберегают своего крестника на протяжении всей его жизни. Именно поэтому выбор крестного для ребенка не просто важен, но часто становится определяющим, судьбоносным. Так, напр., в наших интервью мы часто слышали о том, что в севернорусской традиции существует следующий обычай: если у женщины умирают дети во младенчестве (несчастный случай или болезнь), то, чтобы избежать смерти следующего новорожденного, родители просят стать крестным для него совершенно постороннего человека, который первым после матери и повитухи увидел ребенка: «У мамы первые девочки, четыре девочки, все умирали. До двух годиков доживут, до трех и умрут. Не жили дети. И вот когда родилась я, они зарок дали, что кто первый придет к нам, тот будет твоим крестным. Женщина придет, будет твоя крестная. Мужчина — твой крестный. И вот этот мужчина пришел первый рано утром, ему надо было лошадь. И папа должен был выписать ему наряд, чтобы дали лошадь. Вот и он стал моим крестным» [ФА СПбГУ: Леш24-11].
В ходе работы с полевыми материалами меня заинтересовало, в каких фольклорных жанрах встречаются крестные и какую функцию они выполняют. Свое исследование я начала с анализа волшебных сказок, записанных в начале XX в. на этой же территории. Оказалось, что в сказках крестный как персонаж выполняет специфическую функцию. Он вовсе не представитель крестника (как это происходит в свадебном обряде в случае с божаткой (крестной) невесты), не мудрый советчик (каким он часто предстает в наших интервью с деревенскими жителями). Наоборот, в сказках крестный или наказывает крестника, или вовсе его убивает. Таким образом, в докладе будут представлены предварительные результаты анализа функций персонажа крестного в севернорусских сказках.
Литература:
Фольклорный архив Санкт-Петербургского университета (ФА СПбГУ).