Трактат Марка Эфесского «Τῶ κῦρ Διονυσίω περὶ τοῦ δεσποτικοῦ καὶ θείου αἵματος»: структура произведения и источники идей
Роман Олегович Унагаев
Докладчик
магистрант 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
В настоящем докладе рассматривается ранее не введенное в научный оборот произведение Марка Евгеника, митрополита Эфесского. Приводится структура данного произведения, выявляется и доказывается ее соответствие отрывку из произведения Григория Назианзина. В докладе рассматривается ряд богословских концепций, отраженных в тексте трактата. Демонстрируется связь данных концепций с обширной богословской традицией.
Тезисы
Ключевые слова: Марк Евгеник; Григорий Назианзин; богословские концепции
Марк Евгеник, митрополит Эфесский (1392—1444) — византийский богослов, представитель греческой делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе, а также лидер настроенной против унии партии Константинополя.
Многочисленные слова, автобиографические произведения, послания и доклады Марка Евгеника, посвященные антилатинской полемике, активно применяются специалистами, изучающими поздневизантийский период истории. Однако часть наследия митрополита Эфесского остается неизученной, как, в частности, небольшой трактат «Τῶ κῦρ Διονυσίω περὶ τοῦ δεσποτικοῦ καὶ θείου αἵματος» («К киру Дионисию о Господней и божественной крови»), в котором Марк Евгеник объясняет иеромонаху Дионисию фрагмент из «Слова на Пасху» Григория Богослова.
На данный момент не существует критического издания данного текста, и потому в ходе доклада мы будем ссылаться на воссозданный нами с учетом всех известных рукописей текст источника и наш собственный его перевод. В ходе доклада мы рассмотрим структуру трактата, а также проследим источники богословских концепций, лежащих в основе этого произведения.
Марк Евгеник повторяет структуру разбираемого им отрывка «Слова на Пасху», поочередно отвечая на каждый вопрос, поставленный Григорием Назианзином. Более того, Марк Евгеник заимствует метафоры из данного отрывка, превращая их в развернутые примеры-объяснения. Так, уподобление дьявола разбойнику в «Слове на Пасху» преобразуется в тексте в обширный пример, в котором дьявол также уподобляется разбойнику, Рай — городу, Адам — плененному жителю города, человеческий род — семье жителя, а Иисус Христос одновременно и родственнику жителя, и царю города, в чем проявляется две природы воплощенного Слова.
Безусловно, как и в любом произведении православного богословия, в данном трактате присутствуют ссылки на Священное писание, и, в частности, на Новый завет (Ин 6:29, Ин 17:3, Рим. 1:28, Рим. 5:14). Однако Марк Эфесский упоминает трактовки Писания, свидетельствующие о его приверженности концепциям определенных богословов. Он пишет о том, что дьявол был обманут и попал в силки, расставленные Иисусом Христом, упоминает надземных (οἱ περιγείοι) и подземных (οἱ ὑπογείοι) духов, а также делит человеческую душу на две части — разумную (τὸ λογιζόμενον) и страстную (τὸ παθητικὸν).
Мы приходим к выводу, что Марк Евгеник, составляя послание к иеромонаху, опирался на обширную традицию: Григория Назианзина, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, Григория Двоеслова, Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста и Никиты Стифата.
Марк Евгеник, митрополит Эфесский (1392—1444) — византийский богослов, представитель греческой делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе, а также лидер настроенной против унии партии Константинополя.
Многочисленные слова, автобиографические произведения, послания и доклады Марка Евгеника, посвященные антилатинской полемике, активно применяются специалистами, изучающими поздневизантийский период истории. Однако часть наследия митрополита Эфесского остается неизученной, как, в частности, небольшой трактат «Τῶ κῦρ Διονυσίω περὶ τοῦ δεσποτικοῦ καὶ θείου αἵματος» («К киру Дионисию о Господней и божественной крови»), в котором Марк Евгеник объясняет иеромонаху Дионисию фрагмент из «Слова на Пасху» Григория Богослова.
На данный момент не существует критического издания данного текста, и потому в ходе доклада мы будем ссылаться на воссозданный нами с учетом всех известных рукописей текст источника и наш собственный его перевод. В ходе доклада мы рассмотрим структуру трактата, а также проследим источники богословских концепций, лежащих в основе этого произведения.
Марк Евгеник повторяет структуру разбираемого им отрывка «Слова на Пасху», поочередно отвечая на каждый вопрос, поставленный Григорием Назианзином. Более того, Марк Евгеник заимствует метафоры из данного отрывка, превращая их в развернутые примеры-объяснения. Так, уподобление дьявола разбойнику в «Слове на Пасху» преобразуется в тексте в обширный пример, в котором дьявол также уподобляется разбойнику, Рай — городу, Адам — плененному жителю города, человеческий род — семье жителя, а Иисус Христос одновременно и родственнику жителя, и царю города, в чем проявляется две природы воплощенного Слова.
Безусловно, как и в любом произведении православного богословия, в данном трактате присутствуют ссылки на Священное писание, и, в частности, на Новый завет (Ин 6:29, Ин 17:3, Рим. 1:28, Рим. 5:14). Однако Марк Эфесский упоминает трактовки Писания, свидетельствующие о его приверженности концепциям определенных богословов. Он пишет о том, что дьявол был обманут и попал в силки, расставленные Иисусом Христом, упоминает надземных (οἱ περιγείοι) и подземных (οἱ ὑπογείοι) духов, а также делит человеческую душу на две части — разумную (τὸ λογιζόμενον) и страстную (τὸ παθητικὸν).
Мы приходим к выводу, что Марк Евгеник, составляя послание к иеромонаху, опирался на обширную традицию: Григория Назианзина, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, Григория Двоеслова, Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста и Никиты Стифата.