Щас спою: редуцируют ли школьные учителя?
Ольга Александровна Павлова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируются употребления частотных слов и слов с консонантными кластерами /l’k/ и /gd/ в речи учителей — носителей русского языка. Материал исследования — 10 записей уроков истории, литературы и биологии. Всего в материале встретилось 492 реализации выбранных для анализа слов, из которых 159 подверглись редукции. Большинство слов произносится учителями чаще полностью, чем с редукцией. Это можно рассматривать как косвенное свидетельство того, что речь учителей ближе к подготовленной, чем к спонтанной.
Тезисы
Ключевые слова: педагогический дискурс; спонтанная речь; редукция; частотность
Речь — основной инструмент педагога. Зачастую она описывается с нормативной точки зрения, авторы работ определяют, какой должна быть речь идеального учителя. В рамках проекта «Роль лингвистических характеристик речи в результативных учительских практиках: корпусные и психолингвистические данные» мы провели опрос среди школьников из разных школ России. Он был направлен на определение параметров, которые могут влиять на результативность учителя. По результатам опроса, второй по количеству упоминаний стала четкость речи, которая, по всей видимости, связана «с оценкой сегментной стороны речи, т. е. качества и количества тех единиц, из которых непосредственно состоит речевой сигнал» [Риехакайнен и др., 2024: 267].
Мы начали описание сегментного состава речи учителей с фонетического анализа слов, которые часто подвергаются редукции в русской спонтанной речи (будет, говорит, очень, сегодня, сейчас, тебя, тысяча, человек) [Раева, 2012; Стойка, 2017], а также слов с консонантными кластерами /l’k/ и /gd/, в которых часто выпадает первый согласный (когда, тогда, всегда, иногда, никогда, только, сколько, столько, несколько, настолько, насколько) [Риехакайнен, 2020: 674]. Цель доклада — проверить, редуцируются ли реализации перечисленных слов в речи учителей — носителей русского языка. Отсутствие редукции может свидетельствовать о стремлении учителя сделать речь более четкой и, следовательно, о большей подготовленности речи.
Материалом для исследования послужили 10 записей школьных уроков истории, литературы и биологии более результативных и менее результативных учителей. Общая продолжительность аудиозаписей — 329 минут. Всего в этом материале встретилось 492 реализации выбранных для анализа слов. Редуцированной считалась реализация с пропуском (полной количественной редукцией) не менее одного звука. Кроме этого, мы отмечали все случаи замен согласных. Для каждой реализации также отмечалась ее позиция в межпаузальном интервале, часть урока, в которой она встретилась, и тип речи учителя (чтение, диктовка или говорение).
Из встретившихся реализаций редукции подверглись 159 слов. Учителя всегда произносили полностью (без редукции) слова никогда, столько, несколько, насколько. Слово тебя было редуцировано 2 раза из 3, будет — 38 раз из 69. Для остальных слов, которые хоть раз были употреблены учителями, варианты с пропуском звуков встречаются реже, чем полные. В большинстве случаев редукция представляла из себя выпадение одного или двух звуков. Это можно рассматривать как косвенное свидетельство того, что речь учителей ближе к подготовленной, чем к спонтанной.
Работа выполнена при поддержке СПбГУ, шифр проекта 103965557
Литература:
Раева О. В. Высокочастотные словоформы в ментальном лексиконе (на материале русской спонтанной речи): выпускная квалификационная работа магистра. СПб., 2012.
Риехакайнен Е. И. Реализации интервокальных консонантных кластеров в частотных словах русского языка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2020. Т. 17. Вып. 4. С. 672—690.
Риехакайнен Е. И., Браташ В. С., Зубов В. И., Сергоманов П. А. Методика аннотирования корпуса устной речи учителей. Вопросы образования. 2024. № 2. С. 251—285.
Стойка Д. А. Редуцированные формы русской речи: лингвистический и экстралингвистический аспекты: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2017.
Речь — основной инструмент педагога. Зачастую она описывается с нормативной точки зрения, авторы работ определяют, какой должна быть речь идеального учителя. В рамках проекта «Роль лингвистических характеристик речи в результативных учительских практиках: корпусные и психолингвистические данные» мы провели опрос среди школьников из разных школ России. Он был направлен на определение параметров, которые могут влиять на результативность учителя. По результатам опроса, второй по количеству упоминаний стала четкость речи, которая, по всей видимости, связана «с оценкой сегментной стороны речи, т. е. качества и количества тех единиц, из которых непосредственно состоит речевой сигнал» [Риехакайнен и др., 2024: 267].
Мы начали описание сегментного состава речи учителей с фонетического анализа слов, которые часто подвергаются редукции в русской спонтанной речи (будет, говорит, очень, сегодня, сейчас, тебя, тысяча, человек) [Раева, 2012; Стойка, 2017], а также слов с консонантными кластерами /l’k/ и /gd/, в которых часто выпадает первый согласный (когда, тогда, всегда, иногда, никогда, только, сколько, столько, несколько, настолько, насколько) [Риехакайнен, 2020: 674]. Цель доклада — проверить, редуцируются ли реализации перечисленных слов в речи учителей — носителей русского языка. Отсутствие редукции может свидетельствовать о стремлении учителя сделать речь более четкой и, следовательно, о большей подготовленности речи.
Материалом для исследования послужили 10 записей школьных уроков истории, литературы и биологии более результативных и менее результативных учителей. Общая продолжительность аудиозаписей — 329 минут. Всего в этом материале встретилось 492 реализации выбранных для анализа слов. Редуцированной считалась реализация с пропуском (полной количественной редукцией) не менее одного звука. Кроме этого, мы отмечали все случаи замен согласных. Для каждой реализации также отмечалась ее позиция в межпаузальном интервале, часть урока, в которой она встретилась, и тип речи учителя (чтение, диктовка или говорение).
Из встретившихся реализаций редукции подверглись 159 слов. Учителя всегда произносили полностью (без редукции) слова никогда, столько, несколько, насколько. Слово тебя было редуцировано 2 раза из 3, будет — 38 раз из 69. Для остальных слов, которые хоть раз были употреблены учителями, варианты с пропуском звуков встречаются реже, чем полные. В большинстве случаев редукция представляла из себя выпадение одного или двух звуков. Это можно рассматривать как косвенное свидетельство того, что речь учителей ближе к подготовленной, чем к спонтанной.
Работа выполнена при поддержке СПбГУ, шифр проекта 103965557
Литература:
Раева О. В. Высокочастотные словоформы в ментальном лексиконе (на материале русской спонтанной речи): выпускная квалификационная работа магистра. СПб., 2012.
Риехакайнен Е. И. Реализации интервокальных консонантных кластеров в частотных словах русского языка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2020. Т. 17. Вып. 4. С. 672—690.
Риехакайнен Е. И., Браташ В. С., Зубов В. И., Сергоманов П. А. Методика аннотирования корпуса устной речи учителей. Вопросы образования. 2024. № 2. С. 251—285.
Стойка Д. А. Редуцированные формы русской речи: лингвистический и экстралингвистический аспекты: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2017.