Мотивный анализ современного анекдота: обоснование подхода
Лев Александрович Кулюкин
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе выдвигается предположение, что исследование мотивов может поспособствовать определению специфики современного анекдота как фольклорного жанра. На материале анекдотов, содержащих танатологические мотивы, обосновывается необходимость исследования мотивики современного анекдота.
Тезисы
Ключевые
слова: современные анекдоты; советские анекдоты; постсоветские анекдоты; жанровые
параметры анекдота; мотив
Современный (или советско-постсоветский) анекдот попал в поле зрения ученых спустя несколько десятилетий после расцвета жанра в устной форме, т. е. относительно недавно, в конце XX в. Лингвистами, фольклористами, литературоведами, историками написано довольно много работ об этом жанре, в которых рассматриваются генезис анекдота и его место в системе фольклорных жанров, лингвистические параметры (лексические, морфологические, синтаксические особенности), историко-культурные параметры (отражение в анекдоте современной на период его бытования действительности, выражение культурных и социальных стереотипов), коммуникативные параметры (перформативность, ситуативность, воспроизводимость, новизна, функции анекдота в процессе общения).
Особое место в научной литературе занимают работы о композиции анекдота. Исследователи уделяют пристальное внимание анекдотическим персонажам (их набору, характерам, происхождению, функциям), рассматривают структуру анекдота (в зависимости от подхода ученые выделяют либо две, либо три части, но всегда отмечают обязательное наличие в анекдоте неожиданной остроумной концовки — пуанта). В то же время, как показывают наши наблюдения, фольклористы почти не обращают внимания на анализ мотивов в современном анекдоте, лишь изредка вскользь упоминая один-два мотива в процессе рассмотрения каких-то других аспектов.
Нам представляется, что изучение мотивов является перспективным направлением в исследовании современного (советско-постсоветского) анекдота, поскольку может способствовать лучшему пониманию его особенностей. Согласно нашей гипотезе, анекдотам свойственны определенные наборы мотивов, которые выполняют специфические функции (в частности, влияют на создание комического характера этого фольклорного жанра).
В докладе мы постараемся объяснить, что можно понимать под мотивом в анекдоте, сосредоточившись на группе мотивов танатологической тематики в современном (советско-постсоветском) анекдоте. Материалом исследования служат фиксации анекдотов, взятые из сборников анекдотов XX в.
Современный (или советско-постсоветский) анекдот попал в поле зрения ученых спустя несколько десятилетий после расцвета жанра в устной форме, т. е. относительно недавно, в конце XX в. Лингвистами, фольклористами, литературоведами, историками написано довольно много работ об этом жанре, в которых рассматриваются генезис анекдота и его место в системе фольклорных жанров, лингвистические параметры (лексические, морфологические, синтаксические особенности), историко-культурные параметры (отражение в анекдоте современной на период его бытования действительности, выражение культурных и социальных стереотипов), коммуникативные параметры (перформативность, ситуативность, воспроизводимость, новизна, функции анекдота в процессе общения).
Особое место в научной литературе занимают работы о композиции анекдота. Исследователи уделяют пристальное внимание анекдотическим персонажам (их набору, характерам, происхождению, функциям), рассматривают структуру анекдота (в зависимости от подхода ученые выделяют либо две, либо три части, но всегда отмечают обязательное наличие в анекдоте неожиданной остроумной концовки — пуанта). В то же время, как показывают наши наблюдения, фольклористы почти не обращают внимания на анализ мотивов в современном анекдоте, лишь изредка вскользь упоминая один-два мотива в процессе рассмотрения каких-то других аспектов.
Нам представляется, что изучение мотивов является перспективным направлением в исследовании современного (советско-постсоветского) анекдота, поскольку может способствовать лучшему пониманию его особенностей. Согласно нашей гипотезе, анекдотам свойственны определенные наборы мотивов, которые выполняют специфические функции (в частности, влияют на создание комического характера этого фольклорного жанра).
В докладе мы постараемся объяснить, что можно понимать под мотивом в анекдоте, сосредоточившись на группе мотивов танатологической тематики в современном (советско-постсоветском) анекдоте. Материалом исследования служат фиксации анекдотов, взятые из сборников анекдотов XX в.