Обзор выставки в периодике начала XX в. как речевой жанр (на материале журнала «Мир искусства»)
Полина Юрьевна Мельникова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе проанализирована
одна из разновидностей искусствоведческого текста — обзор художественной выставки.
В качестве материала выбраны тексты рецензий на зарубежные выставки из журнала
«Мир искусства» (1898—1904). Анализ проведен в соответствии с теорией речевых
жанров. Был использован метод составления «анкеты речевого жанра», предложенный
Т. В. Шмелевой: охарактеризованы коммуникативная цель, образ субъекта и
адресата, образ прошлого и будущего, признак диктумного содержания и языковое
воплощение речевого жанра.
Тезисы
Ключевые
слова: речевые
жанры; искусствоведческий текст; журнал «Мир искусства»; рецензия
В последние десятилетия активно разрабатывается теория речевых жанров, основы которой заложил М. М. Бахтин [Бахтин, 1979]. В докладе в аспекте названной теории проведен анализ одного из жанров искусствоведческого текста — обзора художественной выставки. Этот вид текстов в отечественном языкознании мало изучен. Журнал «Мир искусства» (1898—1904), статьи из которого послужили материалом для анализа, также не был предметом лингвистического изучения, что обусловливает новизну проведенного исследования.
Цель работы — выявить жанрообразующие, а именно композиционные, лексико-стилистические и прагматические, признаки обзора выставки, характерные для русской журналистики конца XIX — начала XX вв. В докладе рассмотрены описания зарубежных выставок. Был использован метод составления «анкеты речевого жанра», предложенный Т. В. Шмелевой [Шмелева, 1997]. В результате выявлены следующие речежанровые особенности: 1) по коммуникативной цели тексты информативные и оценочные; 2) субъект речевого жанра — известный русский художник или критик; 3) адресат текста — человек, знакомый с современной художественной жизнью, интересующийся искусством; 4) несмотря на то что тексты представляют собой разновидность рецензии, с точки зрения образа прошлого жанр инициальный, так как «реагирует» на невербальные объекты; 5) образ будущего не является ключевым для исследуемых текстов: зарубежные выставки, в отличие от отечественных, обычно не вызывают полемики на страницах журнала; 6) диктумное содержание жанра включает в себя ожидания публики и рецензента от выставки, общий безоценочный обзор выставки, описание наиболее удачных и неудачных с точки зрения автора работ и другие, факультативные элементы; 7) к языковым чертам жанра относятся обилие оценочной лексики (оппозиции «плохо — хорошо», «интересный — скучный», «удачный — неудачный», «оригинальный — заурядный», «сильный — слабый») и экспрессивно окрашенных выражений (возмутительный хлам, отвратительнейшая вещь), наличие искусствоведческих терминов (квази-ренесанский стиль, барочно-берлинская архитектура), большое количество имен собственных, а также иноязычных вкраплений (Secession, Glaspalast, Art Nouveau), использование автором тропов, в частности метафор, и риторических фигур (антитез, перифраз), усложненность синтаксиса (в частности обилие однородных членов) и др.
Таким образом, речевой жанр «обзор выставки» обладает чертами публицистического функционального стиля, к которым следует отнести воздействующе-информационную функцию, открытую оценочность, эмоционально-экспрессивную окрашенность языковых средств. Вместе с тем жанр имеет ряд особенностей. Он ориентирован на образованного читателя, о чем говорит как книжный характер использованных языковых единиц, так и наличие имен собственных из искусствоведческой тематической области и специальных терминов. Кроме того, статьи из выбранного для анализа журнала предполагают не только описание и оценку выставки, но и указание на траекторию дальнейшего развития русского искусства, что соотносится с прагматической функцией издания.
Литература:
Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 237—280.
Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. 1997. №1. С. 88—98.
В последние десятилетия активно разрабатывается теория речевых жанров, основы которой заложил М. М. Бахтин [Бахтин, 1979]. В докладе в аспекте названной теории проведен анализ одного из жанров искусствоведческого текста — обзора художественной выставки. Этот вид текстов в отечественном языкознании мало изучен. Журнал «Мир искусства» (1898—1904), статьи из которого послужили материалом для анализа, также не был предметом лингвистического изучения, что обусловливает новизну проведенного исследования.
Цель работы — выявить жанрообразующие, а именно композиционные, лексико-стилистические и прагматические, признаки обзора выставки, характерные для русской журналистики конца XIX — начала XX вв. В докладе рассмотрены описания зарубежных выставок. Был использован метод составления «анкеты речевого жанра», предложенный Т. В. Шмелевой [Шмелева, 1997]. В результате выявлены следующие речежанровые особенности: 1) по коммуникативной цели тексты информативные и оценочные; 2) субъект речевого жанра — известный русский художник или критик; 3) адресат текста — человек, знакомый с современной художественной жизнью, интересующийся искусством; 4) несмотря на то что тексты представляют собой разновидность рецензии, с точки зрения образа прошлого жанр инициальный, так как «реагирует» на невербальные объекты; 5) образ будущего не является ключевым для исследуемых текстов: зарубежные выставки, в отличие от отечественных, обычно не вызывают полемики на страницах журнала; 6) диктумное содержание жанра включает в себя ожидания публики и рецензента от выставки, общий безоценочный обзор выставки, описание наиболее удачных и неудачных с точки зрения автора работ и другие, факультативные элементы; 7) к языковым чертам жанра относятся обилие оценочной лексики (оппозиции «плохо — хорошо», «интересный — скучный», «удачный — неудачный», «оригинальный — заурядный», «сильный — слабый») и экспрессивно окрашенных выражений (возмутительный хлам, отвратительнейшая вещь), наличие искусствоведческих терминов (квази-ренесанский стиль, барочно-берлинская архитектура), большое количество имен собственных, а также иноязычных вкраплений (Secession, Glaspalast, Art Nouveau), использование автором тропов, в частности метафор, и риторических фигур (антитез, перифраз), усложненность синтаксиса (в частности обилие однородных членов) и др.
Таким образом, речевой жанр «обзор выставки» обладает чертами публицистического функционального стиля, к которым следует отнести воздействующе-информационную функцию, открытую оценочность, эмоционально-экспрессивную окрашенность языковых средств. Вместе с тем жанр имеет ряд особенностей. Он ориентирован на образованного читателя, о чем говорит как книжный характер использованных языковых единиц, так и наличие имен собственных из искусствоведческой тематической области и специальных терминов. Кроме того, статьи из выбранного для анализа журнала предполагают не только описание и оценку выставки, но и указание на траекторию дальнейшего развития русского искусства, что соотносится с прагматической функцией издания.
Литература:
Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 237—280.
Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. 1997. №1. С. 88—98.