Функции гиперболической полимодальной метафоры в англоязычных креолизованных интернет-мемах
Юлия Владимировна Чеботарёва
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Интернет-мем ― это полимодальная единица интернет-коммуникации, которая
ввиду своих характеристик оформляется синкретическими полимодальными
стилистическими средствами. Один из примеров таких средств ― гиперболическая
полимодальная метафора, которая выполняет определенные прагматические функции.
Тезисы
Ключевые слова:
интернет-мем; полимодальная метафора; синкретизм; гиперболизация
В последние годы ввиду активного развития цифровых технологий наблюдается интенсификация интернет-коммуникации. Одно из главных средств общения в кибер-пространстве ― интернет-мем (далее ― ИМ) ― в силу своей полимодальности становится объектом изучения политологов, психологов, педагогов, лингвистов. Однако на данный момент четкого определения ИМ не существует, а его лингвокультурные особенности еще плохо изучены.
Целью работы является определение функциий одного из самых часто встречаемых в ИМ стилистического приема ― гиперболической полимодальной метафоры. Новизна работы заключается в том, что ИМ анализируются на предмет не только традиционных, но и синкретических полимодальных стилистических фигур. В ходе исследования применялись компонентный, структурный и стилистический анализ. Материалом исследования послужил корпус англоязычных креолизованных ИМ, предложенных для публикации пользователями в сообществе Memes в социальной сети Reddit.
Креолизованный ИМ состоит из двух компонентов: вербального (текст) и невербального (картинка/видео), которые образуют одно структурное и смысловое целое. ИМ ― это полимодальная единица, поэтому для оформления информации в ней характерна полимодальная метафора. Это стилистический прием, в котором «источник» и «объект» переноса выражены в разных модусах. Анализ показал, что полимодальные метафоры в англоязычных ИМ могут быть гиперболизированы и выполняют две основные функции: ироническую и экспрессивную.
С помощью гиперболизации автор придает ИМ особую образность и воздействует на адресата, создает интенсивный смысл с различными коннотациями [Волкова, 2013]. Реципиенты ИМ могут выражать свое отношение к содержанию ИМ или позиции автора при помощи лайков или комментариев. Так, ИМ с надписью Cat hair on the rug ‘Кошачья шерсть на ковре’ на фоне героя-гиганта Йорма из игры Dark Souls 3 / My vacuum ‘Мой пылесос’ на фоне изображения условного игрока позволяют иронизировать по поводу распространенной проблемы с уборкой кошачьей шерсти с ковра. Гиперболизация заключена в изображении шерсти в виде гиганта-врага. В ИМ Day 1 of job searching ‘Первый день поиска работы’ рядом с фото героя из 1 сезона сериала «Игра кальмара» / After the 659th rejection email ‘Спустя 659 имейл с отказом’ рядом с фото того же героя из 2 сезона того же сериала изображает эмоциональное и физическое состояние соискателя работы. Гипербола выражена числительным 659 в вербальной части полимодальной метафоры, что говорит о безнадежности условного героя ИМ найти работу.
Делая выводы, следует подчеркнуть, что ввиду своей полимодальной структуры ИМ оформляются полимодальными стилистическими фигурами, которые в свою очередь вступают в синкретические отношения с другими стилистическими приемами, что обусловлено основными характеристиками успешного ИМ: комический эффект, эмоциональное воздействие на адресата ИМ, а также создание своеобразной «площадки» для обсуждения тем, описываемых в ИМ.
Литература:
Волкова В. Н. Зона синкретизма гиперболы в русскоязычных информационных текстах // Проблемы истории, филологии, культуры. 2013. Вып. 3 (41). С. 248―256.
В последние годы ввиду активного развития цифровых технологий наблюдается интенсификация интернет-коммуникации. Одно из главных средств общения в кибер-пространстве ― интернет-мем (далее ― ИМ) ― в силу своей полимодальности становится объектом изучения политологов, психологов, педагогов, лингвистов. Однако на данный момент четкого определения ИМ не существует, а его лингвокультурные особенности еще плохо изучены.
Целью работы является определение функциий одного из самых часто встречаемых в ИМ стилистического приема ― гиперболической полимодальной метафоры. Новизна работы заключается в том, что ИМ анализируются на предмет не только традиционных, но и синкретических полимодальных стилистических фигур. В ходе исследования применялись компонентный, структурный и стилистический анализ. Материалом исследования послужил корпус англоязычных креолизованных ИМ, предложенных для публикации пользователями в сообществе Memes в социальной сети Reddit.
Креолизованный ИМ состоит из двух компонентов: вербального (текст) и невербального (картинка/видео), которые образуют одно структурное и смысловое целое. ИМ ― это полимодальная единица, поэтому для оформления информации в ней характерна полимодальная метафора. Это стилистический прием, в котором «источник» и «объект» переноса выражены в разных модусах. Анализ показал, что полимодальные метафоры в англоязычных ИМ могут быть гиперболизированы и выполняют две основные функции: ироническую и экспрессивную.
С помощью гиперболизации автор придает ИМ особую образность и воздействует на адресата, создает интенсивный смысл с различными коннотациями [Волкова, 2013]. Реципиенты ИМ могут выражать свое отношение к содержанию ИМ или позиции автора при помощи лайков или комментариев. Так, ИМ с надписью Cat hair on the rug ‘Кошачья шерсть на ковре’ на фоне героя-гиганта Йорма из игры Dark Souls 3 / My vacuum ‘Мой пылесос’ на фоне изображения условного игрока позволяют иронизировать по поводу распространенной проблемы с уборкой кошачьей шерсти с ковра. Гиперболизация заключена в изображении шерсти в виде гиганта-врага. В ИМ Day 1 of job searching ‘Первый день поиска работы’ рядом с фото героя из 1 сезона сериала «Игра кальмара» / After the 659th rejection email ‘Спустя 659 имейл с отказом’ рядом с фото того же героя из 2 сезона того же сериала изображает эмоциональное и физическое состояние соискателя работы. Гипербола выражена числительным 659 в вербальной части полимодальной метафоры, что говорит о безнадежности условного героя ИМ найти работу.
Делая выводы, следует подчеркнуть, что ввиду своей полимодальной структуры ИМ оформляются полимодальными стилистическими фигурами, которые в свою очередь вступают в синкретические отношения с другими стилистическими приемами, что обусловлено основными характеристиками успешного ИМ: комический эффект, эмоциональное воздействие на адресата ИМ, а также создание своеобразной «площадки» для обсуждения тем, описываемых в ИМ.
Литература:
Волкова В. Н. Зона синкретизма гиперболы в русскоязычных информационных текстах // Проблемы истории, филологии, культуры. 2013. Вып. 3 (41). С. 248―256.