Речевые стратегии и тактики в манипулятивном предвыборном тексте (на материале газеты «Не дай Бог!» 1996 г.)
Мария Александровна Инкина
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен приемам речевой манипуляции и реализации речевых стратегий и тактик
в предвыборном агитационном дискурсе. Материалом для исследования послужила
антикоммунистическая газета «Не дай Бог!», выходившая в 1996 г. В докладе
представлены результаты анализа средств речевой манипуляции в рамках реализации
конкретных речевых стратегий, определены свойства пропагандистского дискурса и
единицы агитационного сверхтекста.
Тезисы
Ключевые слова: речевая манипуляция; агитационный текст; речевые стратегии и тактики
Коммуникативное планирование в предвыборной агитации предполагает реализацию определенных речевых стратегий и тактик. Специфика их репрезентации в предвыборном агитационном тексте обусловлена их манипулятивным потенциалом и плотностью употребления соответствующих языковых единиц.
Для анализа была выбрана общероссийская газета «Не дай Бог!», агитационной задачей которой было недопущение победы Г. А. Зюганова на президентских выборах 1996 г. Несмотря на яркость данного языкового материала, он не был описан. Теоретической базой исследования послужили классификации речевых стратегий и тактик [Иссерс, 2017; Паршина, 2005], прагматико-семантические характеристики пропаганды [Баранов, Паршин, 2017], понятие сверхтекста [Купина, Битенская, 2004].
В ходе анализа установлено, что наиболее распространенной речевой стратегией в газете является стратегия дискредитации, которая реализуется с помощью номинаций с отрицательной оценкой (коммунистическая угроза), манипулирования информацией (Чечня [чеченская война] — это не Ельцин придумал), оценочных эпитетов (маразматическое событие), языковой игры (комсомольцы хотят по-большому) и паралогических приемов (напр., приема ложной дихотомии: Именно это происходит сейчас в России, которая готовится сделать выбор между коммунизмом и демократией). Отдельного внимания заслуживает прием отождествления с негативно оцениваемой социальной группой: коммунистическая партия приравнивается к НСДАП путем сопоставления реплик руководителей нацистской Германии с предвыборными обещаниями Зюганова, составленными из политических клише. Частотностью отличается и тактика дистанцирования, представленная оппозицией «свои/чужие» (Что они с нами сделают, если победят на выборах), при этом образ «чужих» дегуманизируется как на лексическом уровне (лексические единицы с семой безумия), так и на уровне макроструктур (одна из статей построена как медицинский анализ, где комсомольцы в качестве «пациентов» приобретают зооморфные черты). Параграфемные средства также обладают манипулятивным потенциалом, что особенно заметно в опубликованных интервью: в отдельные блоки выносятся наиболее яркие антикоммунистические фразы (Русский народ заслуживает лучшей доли, чем возврат коммунизма), не всегда совпадающие с общим содержанием интервью, а заголовки за счет близкого расположения создают новое высказывание (Я встречался с Зюгановым, Никому этого не пожелаю). В текстах обнаруживаются свойства пропагандистского жанра, в т. ч. признаки «серой пропаганды». На уровне сверхтекста выделяется набор идеологем («демократия», «свобода», «коммунизм»), мифологем («коммунисты — сторонники фашизма», «демократы — залог свободы») и императивность («Голосуй за демократов!»).
Литература:
Баранов А. Н., Паршин П. Б. Категория пропаганды в лингвистической экспертизе текста // Теория и практика судебной экспертизы. 2017. Т. 12. №2. С. 53—66.
Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2017.
Купина Н. А., Битенская Г. В. Сверхтекст и его разновидности // Человек — текст — культура. Екатеринбург, 2004.
Паршина О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2005.
Коммуникативное планирование в предвыборной агитации предполагает реализацию определенных речевых стратегий и тактик. Специфика их репрезентации в предвыборном агитационном тексте обусловлена их манипулятивным потенциалом и плотностью употребления соответствующих языковых единиц.
Для анализа была выбрана общероссийская газета «Не дай Бог!», агитационной задачей которой было недопущение победы Г. А. Зюганова на президентских выборах 1996 г. Несмотря на яркость данного языкового материала, он не был описан. Теоретической базой исследования послужили классификации речевых стратегий и тактик [Иссерс, 2017; Паршина, 2005], прагматико-семантические характеристики пропаганды [Баранов, Паршин, 2017], понятие сверхтекста [Купина, Битенская, 2004].
В ходе анализа установлено, что наиболее распространенной речевой стратегией в газете является стратегия дискредитации, которая реализуется с помощью номинаций с отрицательной оценкой (коммунистическая угроза), манипулирования информацией (Чечня [чеченская война] — это не Ельцин придумал), оценочных эпитетов (маразматическое событие), языковой игры (комсомольцы хотят по-большому) и паралогических приемов (напр., приема ложной дихотомии: Именно это происходит сейчас в России, которая готовится сделать выбор между коммунизмом и демократией). Отдельного внимания заслуживает прием отождествления с негативно оцениваемой социальной группой: коммунистическая партия приравнивается к НСДАП путем сопоставления реплик руководителей нацистской Германии с предвыборными обещаниями Зюганова, составленными из политических клише. Частотностью отличается и тактика дистанцирования, представленная оппозицией «свои/чужие» (Что они с нами сделают, если победят на выборах), при этом образ «чужих» дегуманизируется как на лексическом уровне (лексические единицы с семой безумия), так и на уровне макроструктур (одна из статей построена как медицинский анализ, где комсомольцы в качестве «пациентов» приобретают зооморфные черты). Параграфемные средства также обладают манипулятивным потенциалом, что особенно заметно в опубликованных интервью: в отдельные блоки выносятся наиболее яркие антикоммунистические фразы (Русский народ заслуживает лучшей доли, чем возврат коммунизма), не всегда совпадающие с общим содержанием интервью, а заголовки за счет близкого расположения создают новое высказывание (Я встречался с Зюгановым, Никому этого не пожелаю). В текстах обнаруживаются свойства пропагандистского жанра, в т. ч. признаки «серой пропаганды». На уровне сверхтекста выделяется набор идеологем («демократия», «свобода», «коммунизм»), мифологем («коммунисты — сторонники фашизма», «демократы — залог свободы») и императивность («Голосуй за демократов!»).
Литература:
Баранов А. Н., Паршин П. Б. Категория пропаганды в лингвистической экспертизе текста // Теория и практика судебной экспертизы. 2017. Т. 12. №2. С. 53—66.
Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2017.
Купина Н. А., Битенская Г. В. Сверхтекст и его разновидности // Человек — текст — культура. Екатеринбург, 2004.
Паршина О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2005.