Реконструкция образа идеальной женщины в нартском эпосе осетин под влиянием внешних социальных тенденций
Диана Эдуардовна Цховребова
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
Шатана является одной из главных героинь нартского эпоса осетин. Ее многогранный образ в зависимости от социальных тенденций по-разному интерпретировался в массовой культуре: от хранительницы очага до могущественной чародейки.
Тезисы
Ключевые слова: Шатана; нартский эпос осетин; визуальное искусство; эволюция образа Шатаны
Шатана (иногда Сатана) не только является одной из главных героинь нартского эпоса осетин, но и олицетворяет абсолютную женственность [Абаев, 1990: 159]. Из-за этого ее многогранный образ в зависимости от социальных тенденций мог совершенно по-разному интерпретироваться в массовой культуре. Чтобы рассмотреть эволюцию восприятия Шатаны, мы бы хотели проанализировать ее образ в визуальном искусстве разных лет.
Итак, одним из классических изображений считается картина М. Туганова «Шатана», написанная в 1940-е гг., где она предстает как хозяйка пира. Символика картины отражает связь героини с плодородием, не затрагивая при этом остальные грани образа. Тем не менее при обращении к эпосу можно заметить, что роль Шатаны в нем далеко не всегда связана именно с традиционными «женскими» обязанностями. Гораздо чаще она предстает как мудрая советчица или даже политический лидер, чьи приказы беспрекословно выполняются, так как ее авторитет для нартов неоспорим [Абаев, 1990: 170].
Стоит отметить, что связь Шатаны с плодородием носит более сакральный характер и не ограничивается умением женщины устроить пир, но включает в себя исполнение определенных магических ритуалов, таких как молитва или особое жертвоприношение, что позволяет соотнести ее образ с возможными прототипами из скифской мифологии, богиней Апи, олицетворяющей собой центр Вселенной и являющейся прародительницей людей [Раевский, 2006]. Однако эти детали часто игнорировались.
Затем, уже в 1988 г. Шатана становится второстепенной героиней мультфильма «Сын камня», где она позиционируется исключительно как мать главного героя. При этом ее значимость в нартском обществе существенно уменьшена по сравнению с подлинным положением в эпосе [Агеева, 2024], где она не только могла безнаказанно нарушать основные законы социума, но и выступать порой более авторитетной фигурой, чем совет старейшин. Наконец, при обращении к современному осетинскому искусству (в частности работам художника HGHLNDRTG) можно заметить, что Шатана чаще изображается как могущественная чародейка, чья сила почти равна божественной, что отвечает ее подлинному восприятию в современном осетинском обществе. Об этом свидетельствует не только эпос, но и данные, полученные у представителей разных поколений в ходе фольклорных экспедиций 2024-го г.
По результатам этих исследований становится очевидно, что для современного культурного поля осетин Шатана — полубожественная, могущественная фигура, чьи функции не ограничиваются исключительно материнством или приготовлением пищи. Она в большей степени ценится за владение магией, политическое влияние и ум, позволяющий ей встать в ряд с самыми видными героями эпоса.
Литература:
Абаев В. И. Избранные труды: религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990.
Агеева Д. А. Трансформации эпического фольклора в советской анимации и их идеологическое значения // Сборник тезисов Х конференции молодых исследователей «Фольклористика и культурная антропология сегодня», 2024. С. 9—10.
Раевский Д. С. Мир скифской культуры. М., 2006.
Шатана (иногда Сатана) не только является одной из главных героинь нартского эпоса осетин, но и олицетворяет абсолютную женственность [Абаев, 1990: 159]. Из-за этого ее многогранный образ в зависимости от социальных тенденций мог совершенно по-разному интерпретироваться в массовой культуре. Чтобы рассмотреть эволюцию восприятия Шатаны, мы бы хотели проанализировать ее образ в визуальном искусстве разных лет.
Итак, одним из классических изображений считается картина М. Туганова «Шатана», написанная в 1940-е гг., где она предстает как хозяйка пира. Символика картины отражает связь героини с плодородием, не затрагивая при этом остальные грани образа. Тем не менее при обращении к эпосу можно заметить, что роль Шатаны в нем далеко не всегда связана именно с традиционными «женскими» обязанностями. Гораздо чаще она предстает как мудрая советчица или даже политический лидер, чьи приказы беспрекословно выполняются, так как ее авторитет для нартов неоспорим [Абаев, 1990: 170].
Стоит отметить, что связь Шатаны с плодородием носит более сакральный характер и не ограничивается умением женщины устроить пир, но включает в себя исполнение определенных магических ритуалов, таких как молитва или особое жертвоприношение, что позволяет соотнести ее образ с возможными прототипами из скифской мифологии, богиней Апи, олицетворяющей собой центр Вселенной и являющейся прародительницей людей [Раевский, 2006]. Однако эти детали часто игнорировались.
Затем, уже в 1988 г. Шатана становится второстепенной героиней мультфильма «Сын камня», где она позиционируется исключительно как мать главного героя. При этом ее значимость в нартском обществе существенно уменьшена по сравнению с подлинным положением в эпосе [Агеева, 2024], где она не только могла безнаказанно нарушать основные законы социума, но и выступать порой более авторитетной фигурой, чем совет старейшин. Наконец, при обращении к современному осетинскому искусству (в частности работам художника HGHLNDRTG) можно заметить, что Шатана чаще изображается как могущественная чародейка, чья сила почти равна божественной, что отвечает ее подлинному восприятию в современном осетинском обществе. Об этом свидетельствует не только эпос, но и данные, полученные у представителей разных поколений в ходе фольклорных экспедиций 2024-го г.
По результатам этих исследований становится очевидно, что для современного культурного поля осетин Шатана — полубожественная, могущественная фигура, чьи функции не ограничиваются исключительно материнством или приготовлением пищи. Она в большей степени ценится за владение магией, политическое влияние и ум, позволяющий ей встать в ряд с самыми видными героями эпоса.
Литература:
Абаев В. И. Избранные труды: религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990.
Агеева Д. А. Трансформации эпического фольклора в советской анимации и их идеологическое значения // Сборник тезисов Х конференции молодых исследователей «Фольклористика и культурная антропология сегодня», 2024. С. 9—10.
Раевский Д. С. Мир скифской культуры. М., 2006.