Речевая стратегия Е. Л. Шварца в пьесе «Дракон»: использование абсурдных элементов и сатирических приемов для преодоления страха
Евгения Сергеевна Охрименко
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Творчество Е. Л. Шварца занимает важное место в советской литературе XX в. Одной из центральных пьес автора является пьеса «Дракон» (1944), в которой ярко проявляются элементы абсурда и сатиры. В данном исследовании рассматривается речевая стратегия Шварца, направленная на преодоление страха через использование литературных приемов — абсурда и сатиры. Для выявления этих элементов проведен комплексный анализ текста, ориентированный на распознавание абсурдных ситуаций и сатирических высказываний.
Тезисы
Ключевые слова: Е. Л. Шварц; речевая стратегия; сатира; абсурд
Творчество Е. Л. Шварца занимает важное место в советской литературе XX в. Одной из центральных пьес автора является пьеса «Дракон» (1944), в которой ярко проявляются элементы абсурда и сатиры. В данном исследовании рассматривается речевая стратегия Шварца, направленная на преодоление страха через использование литературных приемов — абсурда и сатиры, для выявления этих элементов был проведен комплексный анализ текста.
Творчество Е. Л. Шварца занимает важное место в советской литературе XX в. Одной из центральных пьес автора является пьеса «Дракон» (1944), в которой ярко проявляются элементы абсурда и сатиры. В данном исследовании рассматривается речевая стратегия Шварца, направленная на преодоление страха через использование литературных приемов — абсурда и сатиры, для выявления этих элементов был проведен комплексный анализ текста.
В пьесе «Дракон» Шварц активно использует элементы абсурда, создавая контраст между обыденной жизнью персонажей и реальностью, которую они отказываются воспринимать. Этот прием позволяет раскрывать скрытые смыслы и усиливает комическую составляющую, подчеркивая нелепость и парадоксальность происходящих событий.
Сатира и абсурд в произведении выполняют двойственную функцию: они не только развлекают аудиторию, но и обостряют восприятие социально значимых вопросов. Смех служит средством снятия напряжения и одновременно акцентирования внимания на важных проблемах.
В пьесе также можно обнаружить реализацию оппозиции «свой» — «чужой». Жители города — «свои», в то время как Ланцелот (как «странник») остается чуждым элементом в их восприятии. Это противопоставление подчеркивает абсурдность восприятия Ланцелота как «чужого», несмотря на то, что он единственный готов бросить вызов системе, и Дракона, по сути представляющего зло, как части «своего» мира.
Страх занимает центральное место в тематике пьесы «Дракон». Шварц демонстрирует, что смех и абсурд могут стать действенными средствами для противостояния страху. Читатель, сталкиваясь с абсурдными ситуациями, обретает силу сопротивления, благодаря развитому чувству юмора и нестандартному восприятию действительности. В итоге можно утверждать, что речевая стратегия Шварца в пьесе «Дракон» основывается на сочетании абсурда и сатиры. Эти приемы обеспечивают не только достижение комического эффекта, но и способствуют созданию условий для остранения, что ведет к преодолению страха.
Страх занимает центральное место в тематике пьесы «Дракон». Шварц демонстрирует, что смех и абсурд могут стать действенными средствами для противостояния страху. Читатель, сталкиваясь с абсурдными ситуациями, обретает силу сопротивления, благодаря развитому чувству юмора и нестандартному восприятию действительности. В итоге можно утверждать, что речевая стратегия Шварца в пьесе «Дракон» основывается на сочетании абсурда и сатиры. Эти приемы обеспечивают не только достижение комического эффекта, но и способствуют созданию условий для остранения, что ведет к преодолению страха.