«Уж не пародия ли он?»: об особенностях древнерусской «Сказки о некоем молодце, коне и сабле»
Ярослава Сергеевна Морозикова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен исследованию «Сказки о некоем молодце, коне и сабле», известной по единственной рукописи 17 в. Особое внимание уделяется пародийной функции текста. Именно пародийность произведения делает его уникальным в средневековой русской литературе.
Тезисы
Ключевые слова: пародия; древнерусская беллетристика; русская литература 17 века
В докладе представлено исследование «Сказки о некоем молодце, коне и сабле», известной по единственной рукописи 17 в. Сложность изучения этого текста заключается в его отрывочном характере и фольклорном происхождении. Но в первую очередь текст интересен другим.
Исследователи не раз упоминали о пародийной функции «Сказки...». Существуют предположения, что текст пародирует или популярные в 17 в. переводные рыцарские романы [Адрианова-Перетц, 1954: 169], или же «богатырскую тему вообще» [Истоки русской беллетристики, 1970: 490], которая находит отражение, например, и в былинах. Однако гипотеза о пародийности текста не была достаточно раскрыта исследователями несмотря на то, что это принципиальный вопрос. Дело в том, что пародия в Древней Руси была направлена на внелитературную действительность, поэтому случай именно литературной пародии уникален и требует тщательного изучения. Кроме того, появление пародии свидетельствует об осознании литературной формы как самостоятельной ценности, что символизирует конец средневековой литературной традиции, так как «само стремление использовать какую-то форму для совсем иных целей <…> является художественным актом, выражением уже сложившегося художественного обобщения» [Ромодановская, 1994: 180].
В связи с этим цель доклада — рассмотреть, как именно в произведении формируется пародийная функция и на что пародия направлена. Для этого исследуются и своеобразное сюжетное построение текста (не реализован авантюрный сюжет, вместо него в произведении преобладает описание героя, его коня и чудесной сабли; значит, именно в этом смещении акцента и заключена пародийность), и текстологические данные (соседство в сборнике «Сказки…» с текстами, распространившимися именно благодаря сюжету, например, с «Александрией» и «Повестью об Акире Премудром», что позволяет задуматься о том, на каком фоне воспринималась «Сказка…» и зачем она была включена в сборник).
Литература:
Адрианова-Перетц В. П. У истоков русской сатиры. М., 1954.
Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе / Под. ред. Я. С. Лурье. Л., 1970.
Ромодановская Е. К. Русская литература на пороге нового времени: пути формирования русской беллетристики переходного периода. Новосибирск, 1994.
В докладе представлено исследование «Сказки о некоем молодце, коне и сабле», известной по единственной рукописи 17 в. Сложность изучения этого текста заключается в его отрывочном характере и фольклорном происхождении. Но в первую очередь текст интересен другим.
Исследователи не раз упоминали о пародийной функции «Сказки...». Существуют предположения, что текст пародирует или популярные в 17 в. переводные рыцарские романы [Адрианова-Перетц, 1954: 169], или же «богатырскую тему вообще» [Истоки русской беллетристики, 1970: 490], которая находит отражение, например, и в былинах. Однако гипотеза о пародийности текста не была достаточно раскрыта исследователями несмотря на то, что это принципиальный вопрос. Дело в том, что пародия в Древней Руси была направлена на внелитературную действительность, поэтому случай именно литературной пародии уникален и требует тщательного изучения. Кроме того, появление пародии свидетельствует об осознании литературной формы как самостоятельной ценности, что символизирует конец средневековой литературной традиции, так как «само стремление использовать какую-то форму для совсем иных целей <…> является художественным актом, выражением уже сложившегося художественного обобщения» [Ромодановская, 1994: 180].
В связи с этим цель доклада — рассмотреть, как именно в произведении формируется пародийная функция и на что пародия направлена. Для этого исследуются и своеобразное сюжетное построение текста (не реализован авантюрный сюжет, вместо него в произведении преобладает описание героя, его коня и чудесной сабли; значит, именно в этом смещении акцента и заключена пародийность), и текстологические данные (соседство в сборнике «Сказки…» с текстами, распространившимися именно благодаря сюжету, например, с «Александрией» и «Повестью об Акире Премудром», что позволяет задуматься о том, на каком фоне воспринималась «Сказка…» и зачем она была включена в сборник).
Литература:
Адрианова-Перетц В. П. У истоков русской сатиры. М., 1954.
Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе / Под. ред. Я. С. Лурье. Л., 1970.
Ромодановская Е. К. Русская литература на пороге нового времени: пути формирования русской беллетристики переходного периода. Новосибирск, 1994.