XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Художественная энантиосемия» в сборнике В. А. Сосноры «Всадники» (1969)

Егор Игоревич Киргизов
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается особенность поэтики В. А. Сосноры, которую исследователи называют «художественная энантиосемия». На материале сборника «Всадники» анализируются оппозиции, функционирующие вне структуралистских представлений о бинарности.

Тезисы

Ключевые слова: В. А. Соснора; «художественная энантиосемия»; сборник В. А. Сосноры «Всадники» (1969)

Доклад посвящен проблемам поэтики В. А. Сосноры (1936—2019). Материалом доклада является второй опубликованный сборник стихов поэта «Всадники» (1969). Это одна из немногих книг Сосноры, в которой требования издательства совпали с авторской волей. Сборник являет собой законченное художественное целое, тексты здесь объединены общностью тем, сюжетов и мотивов, потому, на наш взгляд, «Всадники» — одна из наиболее удобных книг для анализа особенностей поэтики и начала исследования поэтической картины мира Сосноры.
В фокусе нашего внимания будет находиться черта художественного мира поэта, которую исследователи называют «художественная энантиосемия»: «В поэтике и мироощущении Сосноры смыслы, в том числе и противоположные, взаимодополняют друг друга <…> Он играет на взаимопереходах “черного и белого”, сочетает, казалось бы, несовместимые смыслы, образы, которые в его поэтической картине подходят друг к другу, сохраняя антагонистичность» [Ковалева, Лощилов, 2024: 250].
В частности, эти отношения взаимной дополнительности прослеживаются в оппозиции «слово» «действительность». Словесное начало в сборнике выражается специфическим рядом «поэтических синонимов»: «иллюзия», «сказка», «рассказ», «греза», «сон», «сомнение», «легенда» и пр. Так, в стихотворении «Был крыжовник больше арбуза…» жизнь оказывается более сказочной, чем сама сказка; в «Первой молитве Магдалине» лирический герой просит Марию Магдалину сочинить про него сказку; в тексте «Завидуешь, соратник, моему…» дом лирического героя называется «хранилищем иллюзий — или книг» [Соснора, 1969: 36].
В докладе предпринимается попытка найти адекватный авторской поэтике способ чтения оппозиций, к которым, на наш взгляд, не применима структуралистская концепция бинарности. 

Литература:
Ковалева Т. И., Лощилов И. Е. Стихотворение Виктора Сосноры «Скоморохи» (1959): текст и контексты // Критика и семиотика. 2024. № 1. С. 241—265.
Соснора В. А. Всадники. Л., 1969.