Драматургия В. Ф. Одоевского для детей
Лидия Ивановна Андронова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен пьесам В. Ф. Одоевского «Маленький фарисей, или маленький
лицемер» (1834), «Воскресенье» (1835), «Хитрость против
хитрости» (1836) и «Царь-девица» (1836). Специфика этих пьес для детей заключается
в сочетании увлекательного сюжета с элементами, которые носят воспитательную,
обучающую функцию. Напр., появление в пьесах персонажей и сюжетов из
литературы и мифов, наличие многочисленных загадок и пословиц на разные темы и т. д. Эти пьесы
для детей сопоставляются с педагогическими и эстетическими идеями Одоевского
1830-х гг.
Тезисы
Ключевые слова: пьесы для детей; драматургия В. Ф. Одоевского; детская литература
В первую очередь В. Ф. Одоевский (1804—1869) известен как автор «таинственных» повестей, сказок и романа «Русские ночи» (1844). Драматические произведения писателя практически не привлекали к себе внимания. Это относится и к небольшим пьесам Одоевского для детей: «Маленький фарисей, или маленький лицемер» (1834), «Воскресенье» (1835), «Хитрость против хитрости» (1836) и «Царь-девица» (1836).
Одоевский заведовал детскими приютами, открывал школы, писал теоретические работы по воспитанию. Он отмечал отсутствие качественной детской литературы и, в особенности, драматургии. Пьесы для детей того времени были в основном переводными и часто отличались чрезмерной нравоучительностью и отсутствием занимательности.
Пьесы Одоевского для детей просты по содержанию, их действию присущи динамичность и увлекательная интрига. Они предназначались для постановки в домашнем театре и для чтения. В. Г. Белинский высоко ценил эти пьесы для детей, он отмечал «глубокое знание детского характера» у Одоевского [Белинский, 1954: 108].
Пьесы «Маленький фарисей», «Воскресенье» и «Хитрость против хитрости» построены по одной сюжетной схеме — в центре действия находится ребенок, наделенный определенным пороком (притворство, высокомерие, ложь). Этот персонаж меняется в конце пьесы под влиянием внешних обстоятельств и перипетий. Другая сюжетная схема используется в пьесе «Царь-девица» с авторским подзаголовком «трагедия для театра марионеток». Царь-девица отвергает трех женихов (китайского Богдыхана, Одиссея и рыцаря Бириби) и самостоятельно отбивается от их войск с помощью пароходов и пушек. Эту пьесу можно воспринимать как спор с «романсом» (авторское определение) «Царь-девица» Г. Р. Державина, эпиграф из которого выбран для сочинения Одоевского, и как пародию на популярные в то время театральные представления, в которых отсутствует историческая достоверность. «Царь-девица» обращена не только к детям, но и к взрослым. Эта пьеса является переходной по отношению к остальной драматургии Одоевского, адресованной взрослому читателю («Сегелиель» (1832, 1838), «Хорошее жалованье, приличная квартира, стол, освещение и отопление» (1837) и т. д.). Помимо основного действия, в пьесах Одоевского появляются не связанные с сюжетом элементы, которые носят воспитательную, обучающую функцию. Напр., вводятся второстепенные персонажи из других литературных произведений (Белкин, Ларины, рыцарь Бириби, Одиссей и т. д.), чтобы познакомить с ними ребенка. В «Царь-девице» персонажи загадывают друг другу загадки, в пьесе есть специальные паузы, повторяются вопросы, чтобы читатель или зритель ответил быстрее, чем герои. Читателя или зрителя пьесы знакомят в редуцированном виде с известными мифологическими и литературными сюжетами — напр., для того, чтобы показать мудрость Царь-девицы, разыгрывается сцена, повторяющая суд царя Соломона.
Одоевский одним из первых начал создавать оригинальные пьесы для детей на русском языке и не только добивался увлекательности сюжета, но и добавлял в текст не связанную с основным сюжетом информацию, чтобы расширять кругозор ребенка. Его пьесы представляют собой важный этап становления русской детской литературы и требуют дальнейшего изучения.
Литература:
Белинский В. Г. О детских книгах // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. в 13 т. Т. 4. М., 1954. С. 68—109.
В первую очередь В. Ф. Одоевский (1804—1869) известен как автор «таинственных» повестей, сказок и романа «Русские ночи» (1844). Драматические произведения писателя практически не привлекали к себе внимания. Это относится и к небольшим пьесам Одоевского для детей: «Маленький фарисей, или маленький лицемер» (1834), «Воскресенье» (1835), «Хитрость против хитрости» (1836) и «Царь-девица» (1836).
Одоевский заведовал детскими приютами, открывал школы, писал теоретические работы по воспитанию. Он отмечал отсутствие качественной детской литературы и, в особенности, драматургии. Пьесы для детей того времени были в основном переводными и часто отличались чрезмерной нравоучительностью и отсутствием занимательности.
Пьесы Одоевского для детей просты по содержанию, их действию присущи динамичность и увлекательная интрига. Они предназначались для постановки в домашнем театре и для чтения. В. Г. Белинский высоко ценил эти пьесы для детей, он отмечал «глубокое знание детского характера» у Одоевского [Белинский, 1954: 108].
Пьесы «Маленький фарисей», «Воскресенье» и «Хитрость против хитрости» построены по одной сюжетной схеме — в центре действия находится ребенок, наделенный определенным пороком (притворство, высокомерие, ложь). Этот персонаж меняется в конце пьесы под влиянием внешних обстоятельств и перипетий. Другая сюжетная схема используется в пьесе «Царь-девица» с авторским подзаголовком «трагедия для театра марионеток». Царь-девица отвергает трех женихов (китайского Богдыхана, Одиссея и рыцаря Бириби) и самостоятельно отбивается от их войск с помощью пароходов и пушек. Эту пьесу можно воспринимать как спор с «романсом» (авторское определение) «Царь-девица» Г. Р. Державина, эпиграф из которого выбран для сочинения Одоевского, и как пародию на популярные в то время театральные представления, в которых отсутствует историческая достоверность. «Царь-девица» обращена не только к детям, но и к взрослым. Эта пьеса является переходной по отношению к остальной драматургии Одоевского, адресованной взрослому читателю («Сегелиель» (1832, 1838), «Хорошее жалованье, приличная квартира, стол, освещение и отопление» (1837) и т. д.). Помимо основного действия, в пьесах Одоевского появляются не связанные с сюжетом элементы, которые носят воспитательную, обучающую функцию. Напр., вводятся второстепенные персонажи из других литературных произведений (Белкин, Ларины, рыцарь Бириби, Одиссей и т. д.), чтобы познакомить с ними ребенка. В «Царь-девице» персонажи загадывают друг другу загадки, в пьесе есть специальные паузы, повторяются вопросы, чтобы читатель или зритель ответил быстрее, чем герои. Читателя или зрителя пьесы знакомят в редуцированном виде с известными мифологическими и литературными сюжетами — напр., для того, чтобы показать мудрость Царь-девицы, разыгрывается сцена, повторяющая суд царя Соломона.
Одоевский одним из первых начал создавать оригинальные пьесы для детей на русском языке и не только добивался увлекательности сюжета, но и добавлял в текст не связанную с основным сюжетом информацию, чтобы расширять кругозор ребенка. Его пьесы представляют собой важный этап становления русской детской литературы и требуют дальнейшего изучения.
Белинский В. Г. О детских книгах // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. в 13 т. Т. 4. М., 1954. С. 68—109.