XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Всё» в русском повседневном дискурсе: речевой акт директива

Арина Сергеевна Загребельная
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается лексическая единица всё, которая способна в повседневной речи выступать в роли речевого акта директива. Источником материала исследования стали два речевых корпуса: устный подкорпус НКРЯ и корпус русского языка повседневного общения «Один речевой день». Анализ показал частотность употребления директива всё с глагольными императивами, обращением и другими маркерами, реализующими тот же речевой акт, а также регулярное пояснение говорящим причин выдвинутого требования прекратить что-либо делать.

Тезисы

Ключевые слова: речевой акт; директив; повседневная речь

Объектом анализа в настоящей работе стали употребления слова всё в функции речевого акта (РА) директива в русской повседневной речи. Исследование выполнено на материале устного подкорпуса (УП) Национального корпуса русского языка и корпуса русского языка повседневного общения «Один речевой день» (ОРД). В корпусном материале были выявлены 40 контекстов со словом всё в рассматриваемой функции: 30 — в ОРД и 10 — в УП (ниже примеры из этого подкорпуса специально атрибутированы).
Речевой акт — это акт коммуникации, при котором произносятся определенные высказывания с целью передачи информации, установления контакта или воздействия на слушателя. Дж. Серль выделяет пять групп РА [Серль, 1986: 180—188]: репрезентативы (representatives), директивы (directives), комиссивы (commissives), экспрессивы (expressives) и декларации (declaratives).
Директив употребляется говорящим с целью повлиять на слушающего, заставить его совершить какое-то действие, т. е. выражает приказ, призыв, просьбу, наставление, угрозу [Там же: 182]. Употребление директива часто порождается такими факторами, как раздражение или дискомфорт, которые испытывает говорящий.
Анализ корпусного материала позволил выявить некоторые особенности употреблений всё-директива:
1) дублирование (порой — многократное повторение) слова всё (22,5%): так, всё ! всё, кончено ! кончен бал, кончен бал, кончен бал; всё(:) мама ! всё мама ! всё мама ! всё, всё, всё мама !; так, собаки, тихо! всё, всё, я пришёл (видно, что и другие компоненты соответствующих фрагментов тоже часто дублируются);
2) употребление с глагольными императивами (20%): всё, стой ! просто стой !; всё, послушай меня…; всё, иди !; Это, как знаешь, ты провинился, те мамка такая: “Всё, обрубай компуктор, всё, иди”» (УП) (видно, что далеко не всегда императив выражает то же требование, что и всё-директив, чаще это просьба сделать что-то после прекращения того действия, которое раздражает говорящего);
3) употребление в ряду других маркеров, реализующих тот же РА (17,5%): всё ! хватит ! закрыли эту тему; всё ! хорош !; Так. Всё. Цыц мне! (УП);
4) употребление с обращением (17,5 %): всё, Кать, я устала !; всё ! Элеонора ! сбила с толку !; всё ребята кончили !;
5) часто употребление всё-директива сопровождается пояснением причины такого требования: всё, всё, я пришёл; всё, Кать, я устала !; всё ! Элеонора ! сбила с толку !
Всё
-директив употребляется как при формальном (32,5%: всё ! всё, сдачи не дают ! забудьте), так и при неформальном общении (67,5%: всё ! не будем ! я съезжаю во что-то негативное… и не хочу в это съезжать), с явным преобладанием последнего. В 65% случаев всё-директив встретился в речи женщин, что пока не позволяет делать каких-то серьезных социолингвистических выводов. Однако и сделанные наблюдения представляются важными в аспекте культуры речи, в лексикографии, в практике перевода и преподавания РКИ.

Литература:
Серль Дж. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.
XVII. М., 1986. С. 170—194.