XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Утрата идентичности в фильме А. Рорвахер «Химера» (2023) через призму мифа о Беллерофонте

Елизавета Сергеевна Авдошина
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрена утрата идентичности в фильме А. Рорвахер «Химера» (2023) через призму мифа о Беллерофонте. Проанализированы способы отражения мифологии посредством культуры этрусков. На основании работы А. И. Немировского выделена особенность устройства гробниц, связанная с оставлением под землей предметов обихода, свидетельствующих об образе жизни человека. Установлена взаимосвязь между потерей идентичности героя и его деятельностью (расхищением гробниц).

Тезисы

Ключевые слова: идентичность; итальянский кинематограф; древнегреческая мифология

Итальянскому кинематографу присуще ощущение течения времени, образованное фигурой зияния: долгие безрезультатные поиски в «Приключении» (1960, реж. М. Антониони), отчуждение героев, замедляющее достижение цели визита в «Путешествии в Италию» (1954, реж. Р. Росселлини). В фильме А. Рорвахер «Химера» (2023) пустота от утраты «заполняется» украденными из гробниц предметами жизни этрусков. Главный герой (Артур) зарабатывает продажей имущества покойных. Для его друзей это способ получения прибыли, для Артура — потребность: к хранящимся под землей предметам его ведет дар. 
У этрусков гробница являлась пространством, характеризующим быт человека, своеобразным домом, где он пребывает после смерти [Немировский, 2007]. В исследовании фильм рассматривается с новой точки зрения — через отражение мифологии, посредством культуры этрусков. Артур жаждет не богатства: в украденных атрибутах быта он ищет жизнь. Предметы — слепок ушедшего бытия. Цель исследования — выяснить, как присвоение чужого в фильме связано с потерей идентичности, и проанализировать способы выражения этого с опорой на миф о Беллерофонте [Кун, 2022: 121—125].
Распоряжаясь вещами умерших, Артур, подобно Беллерофонту, который решил стать равным богам [Кун, 2022: 125], стремится к миру, не предназначенному для него. В попытке забрать предмет, характеризующий его хозяина, герой похищает чужую идентичность. «Заполняя» пустоту фрагментами загробного мира, Артур утрачивает жизнь — дар истощает его. 
Трофей невозможно вытащить целым, образуется слом. Голова Кибелы связана с деятельностью героя: расхищение гробниц является Химерой для него — тем, что может погубить. Выбрасывая голову Кибелы, Артур прерывает череду набегов: подобно Беллерофонту, побеждает чудовище [Кун, 2022: 124]. Утопив часть статуи, погружает божественное в стихию — неподвластное человеку. 
Природа проявляет свою силу и в мифологии: Зевс вынуждает Беллерофонта скитаться. Мучения прерывает Танат [Кун, 2022: 125]. Возвращаясь к своему дару, Артур оказывается в западне, под землей. Похищая предметы, олицетворяющие умерших, обрекает себя на страдания — смерть является выходом. 
Следуя за чужими богатствами, заимствует жизнь не в реальном мире: существование в загробном
В соотношении с мифом о Беллерофонте [Кун, 2022: 121—125] и работой Немировского [Немировский, 2007] утрата идентичности героя зависит от похищения им предметов мира, который не подчиняется человеку: забирая вещи покойников, Артур привносит в свое существование безжизненное — становится мертвым. Перемещение вещи из другого мира в собственный невозможно без слома, герой оказывается поврежден сам.

Литература:
Кун Н. Легенды и мифы древней Греции. М., 2022.
Немировский А. И. Нить Ариадны. В лабиринтах археологии. М., 2007.