Образ антагониста в сказочно-философской повести Дж. Крюса «Timm Thaler oder Das verkaufte Lachen»
Софья Константиновна Бицкая
Докладчик
студент 4 курса
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Ключевые слова, аннотация
В исследовании, представленном в рамках настоящего доклада, раскрывается функция антагониста в повести Дж. Крюса «Timm Tahler oder Das verkaufte Lachen», рассматриваются
стилистические средства создания образа персонажа, связь образа с немецкой
фольклорной традицией и его роль в раскрытии социальной проблематики
произведения.
Тезисы
Ключевые слова: художественный
образ; антагонист; сюжет «договор человека с дьяволом»
В литературной сказке фольклорные образы и символы сочетаются с элементами других жанров [Zipes, 2000], что расширяет проблематику и выбор художественных средств.
Цель исследования — выявить средства создания образа антагониста сказочно-философской повести Дж. Крюса (J. Krüss, 1926—1997) «Тим Талер, или проданный смех» («Timm Tahler oder Das verkaufte Lachen»). Повесть Дж. Крюса, многоплановое произведение детской литературы эпохи постмодернизма, синтезирующее фольклорные традиции и осмысление политических и экономических кризисов Германии XX в., изучена недостаточно, что обосновывает новизну данного исследования. Методы исследования включают стилистический и филологический анализ текста. Материал доклада — текст повести.
В результате исследования установлено, что антагонистом в системе действующих лиц повести является Барон Треч, так как выполняет функции вредительства, борьбы с героем, преследования [Пропп, 2023].
Фигура барона является авторской интерпретацией образа дьявола, а сюжет сделки с дьяволом, распространенный в немецкой культуре (легенда о докторе Фаусте), лежит в основе повести. В сюжете-архетипе функцией героя является отречение от Бога, дьявола — наделение героя благами [Журавель, 1996: 6]. Тим, сирота, терпящий унижения от мачехи и сводного брата, находится в отчаянии, когда встречает Треча. Для героя богатство — избавление от невзгод. «Демоническое» происхождение антагониста подтверждается и тем, что Треч стремится заполучить смех Тима — воплощение его души — в обмен на способность выигрывать любое пари [Кривоусова, 2010].
Имя антагониста (Lefuet) является анаграммой слова Teufel (‘черт’). Его облик противопоставлен чертам живых людей, отражающим чистоту их души, с помощью антитезы stehende, wasserblau Augen (‘колючие, водянисто-голубые глаза’) — warme braune Augen (‘добрые, карие глаза’), dieser Mann, den ich vorher niemals habe lachen hören, gestern wie ein kleiner Junge lachte (‘человек этот, на лице которого я никогда не видел улыбки, хохотал вчера, словно мальчишка’). Средством создания образа барона также выступают демонологические аллюзии: Belial, Forcas, Astaroth, Begemoth, Mephistopheles (‘Вельзевул, Форказ, Астарот, Бегемот, Мефистофель’). Алчность Треча показана с помощью сравнения его с ein General, der eine Schlacht gewinne müsse (‘генералом, готовящимся выиграть крупную битву) и военных метафор: Verkaufsfront, Konsumenten-Etappe, angriffger Werbekampagne (‘фронт сбыта, завоевание потребителя, подготовка наступления на рынок’).
Данные черты образа способствуют раскрытию проблем бедности, охватившей Германию, социального неравенства, агрессивного капитализма и господства материальных ценностей. Образ Треча, продолжающий немецкую традицию и переосмысляющий ее, объединяет фольклорных черта и Мефистофеля из легенды о докторе Фаусте с демоном-миллионером, персонифицированным пороком XX в.
Литература:
Журавель О. Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе. Новосибирск, 1996.
Кривоусова З. Г. Интерпретация сюжета «сделка с дьяволом» в повести Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» // Филология и человек. 2010. №1. С. 83—91.
Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М., 2023.
Zipes J. When Dreams Came True: Classical Fairy Tales and Their Tradition. New York, 2007.
В литературной сказке фольклорные образы и символы сочетаются с элементами других жанров [Zipes, 2000], что расширяет проблематику и выбор художественных средств.
Цель исследования — выявить средства создания образа антагониста сказочно-философской повести Дж. Крюса (J. Krüss, 1926—1997) «Тим Талер, или проданный смех» («Timm Tahler oder Das verkaufte Lachen»). Повесть Дж. Крюса, многоплановое произведение детской литературы эпохи постмодернизма, синтезирующее фольклорные традиции и осмысление политических и экономических кризисов Германии XX в., изучена недостаточно, что обосновывает новизну данного исследования. Методы исследования включают стилистический и филологический анализ текста. Материал доклада — текст повести.
В результате исследования установлено, что антагонистом в системе действующих лиц повести является Барон Треч, так как выполняет функции вредительства, борьбы с героем, преследования [Пропп, 2023].
Фигура барона является авторской интерпретацией образа дьявола, а сюжет сделки с дьяволом, распространенный в немецкой культуре (легенда о докторе Фаусте), лежит в основе повести. В сюжете-архетипе функцией героя является отречение от Бога, дьявола — наделение героя благами [Журавель, 1996: 6]. Тим, сирота, терпящий унижения от мачехи и сводного брата, находится в отчаянии, когда встречает Треча. Для героя богатство — избавление от невзгод. «Демоническое» происхождение антагониста подтверждается и тем, что Треч стремится заполучить смех Тима — воплощение его души — в обмен на способность выигрывать любое пари [Кривоусова, 2010].
Имя антагониста (Lefuet) является анаграммой слова Teufel (‘черт’). Его облик противопоставлен чертам живых людей, отражающим чистоту их души, с помощью антитезы stehende, wasserblau Augen (‘колючие, водянисто-голубые глаза’) — warme braune Augen (‘добрые, карие глаза’), dieser Mann, den ich vorher niemals habe lachen hören, gestern wie ein kleiner Junge lachte (‘человек этот, на лице которого я никогда не видел улыбки, хохотал вчера, словно мальчишка’). Средством создания образа барона также выступают демонологические аллюзии: Belial, Forcas, Astaroth, Begemoth, Mephistopheles (‘Вельзевул, Форказ, Астарот, Бегемот, Мефистофель’). Алчность Треча показана с помощью сравнения его с ein General, der eine Schlacht gewinne müsse (‘генералом, готовящимся выиграть крупную битву) и военных метафор: Verkaufsfront, Konsumenten-Etappe, angriffger Werbekampagne (‘фронт сбыта, завоевание потребителя, подготовка наступления на рынок’).
Данные черты образа способствуют раскрытию проблем бедности, охватившей Германию, социального неравенства, агрессивного капитализма и господства материальных ценностей. Образ Треча, продолжающий немецкую традицию и переосмысляющий ее, объединяет фольклорных черта и Мефистофеля из легенды о докторе Фаусте с демоном-миллионером, персонифицированным пороком XX в.
Литература:
Журавель О. Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе. Новосибирск, 1996.
Кривоусова З. Г. Интерпретация сюжета «сделка с дьяволом» в повести Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» // Филология и человек. 2010. №1. С. 83—91.
Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М., 2023.
Zipes J. When Dreams Came True: Classical Fairy Tales and Their Tradition. New York, 2007.