К вопросу о героях в иконографической программе на египетской пелене с Артемидой IV—VI вв. из фонда-музея Абегг-Штифтунг
Марионилла Владимировна Саламатова
Докладчик
студент 4 курса
Академия художеств им.И.Е.Репина
Академия художеств им.И.Е.Репина
Греческий институт, ауд. 119, Филологический факультет; наб. Лейтенанта Шмидта, д. 11
2024-04-24
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Пелена с Артемидой IV—VI вв. из Египта — сложный по иконографии памятник. Основные вопросы, которым уделено внимание, — это поиск закономерности в выборе героев, их генеалогическое отношение к Артемиде и другие причины формирования их группы, а также попытка предположения имен остальных персонажей.
Тезисы
Ключевые слова: позднеантичное искусство; Артемида; Египет; резервное крашение; Актеон
Предметом исследования является пелена с изображением Артемиды из собрания фонда-музея Абегг-Штифтунг. Это уникальный памятник позднеантичного искусства, который удалось восстановить в достаточно большом объеме во время реставрации под руководством Мехтильды Флури-Лемберг. Ее композиция содержала по меньшей мере семь героев, у четырех из них сохранились надписи с именами. Это Актеон, Нарцисс, Мелеагр и Адонис. Несмотря на позднеантичное время создания пелены и переработку мифов, выбор героев на пелене свидетельствует о сохранении памяти о первоначальной или, по крайней мере, доклассической структуре мифа. Он отражает связи героев с Артемидой, в свою очередь генеалогия героев показывает их догреческое происхожение, так же, как и самой Артемиды. Тема почитания Артемиды в Египте почти не разработана. Представляется актуальным вопрос присутствия ее образов на тканях, тогда как на предметах в других техниках она почти не встречается. Причина отсутствия явного культа Артемиды, возможно, связано с отождествлением Артемиды с древнеегипетскими богинями Бастет и Пахет. Предполагаемое место обнаружения пелены — Гермополис Магна, город, территориально близкий к комплексу Спеос-Артемидос, посвященный богине Пахет и почитавшийся греками. Имя Нарцисса имеет связи с почитанием Селены, особенно во время правления Клеопатры VII, назвавшей своих близнецов Александром-Гелиосом и Клеопатрой-Селеной. Его генеалогия вызывает особенно интересна. Культ Артемиды а также героизации Нарцисса и Эндимиона на Эвбее. Таким образом, храм Артемиды Амарисии оказывается связанным с иконографической программой пелены. Кроме анализа гениалогий и вариативностей мифов большое поле для исследования представляют многочисленные позднеантичные изображения Артемиды с группой героев. Особенно на территориях, близких к Египту: стран Северной Африки и Палестины. Вышеперечисленные вопросы будут освещены в докладе.
Литература:
Flury-Lemberg Mechthild. Textile conservation and research: a documentation of the textile department on the occasion of the twentieth anniversary of the Abegg Foundation. Bern, 1988.
Предметом исследования является пелена с изображением Артемиды из собрания фонда-музея Абегг-Штифтунг. Это уникальный памятник позднеантичного искусства, который удалось восстановить в достаточно большом объеме во время реставрации под руководством Мехтильды Флури-Лемберг. Ее композиция содержала по меньшей мере семь героев, у четырех из них сохранились надписи с именами. Это Актеон, Нарцисс, Мелеагр и Адонис. Несмотря на позднеантичное время создания пелены и переработку мифов, выбор героев на пелене свидетельствует о сохранении памяти о первоначальной или, по крайней мере, доклассической структуре мифа. Он отражает связи героев с Артемидой, в свою очередь генеалогия героев показывает их догреческое происхожение, так же, как и самой Артемиды. Тема почитания Артемиды в Египте почти не разработана. Представляется актуальным вопрос присутствия ее образов на тканях, тогда как на предметах в других техниках она почти не встречается. Причина отсутствия явного культа Артемиды, возможно, связано с отождествлением Артемиды с древнеегипетскими богинями Бастет и Пахет. Предполагаемое место обнаружения пелены — Гермополис Магна, город, территориально близкий к комплексу Спеос-Артемидос, посвященный богине Пахет и почитавшийся греками. Имя Нарцисса имеет связи с почитанием Селены, особенно во время правления Клеопатры VII, назвавшей своих близнецов Александром-Гелиосом и Клеопатрой-Селеной. Его генеалогия вызывает особенно интересна. Культ Артемиды а также героизации Нарцисса и Эндимиона на Эвбее. Таким образом, храм Артемиды Амарисии оказывается связанным с иконографической программой пелены. Кроме анализа гениалогий и вариативностей мифов большое поле для исследования представляют многочисленные позднеантичные изображения Артемиды с группой героев. Особенно на территориях, близких к Египту: стран Северной Африки и Палестины. Вышеперечисленные вопросы будут освещены в докладе.
Литература:
Flury-Lemberg Mechthild. Textile conservation and research: a documentation of the textile department on the occasion of the twentieth anniversary of the Abegg Foundation. Bern, 1988.