XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Поэтика «реального» и «фантастического» в романе М. Н. Загоскина «Искуситель»

Татьяна Сергеевна Требухина
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

215а
2024-04-22
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Автор доклада рассматривает соотношение реального и фантастического в структуре романа М. Н. Загоскина «Искуситель». Соединение исторического и фантастического планов в произведении с ирреальным присутствием создаёт сложную, внутренне организованную художественную ситуацию, в которой осмысляются значимые проблемы общества начала XIX в.

Тезисы

Ключевые слова: М. Н. Загоскин; фантастическое; реальное; роман «Искуситель»; поэтика реального и фантастического

В докладе рассматривается одно из наименее изученных произведений писателя — роман «Искуситель» (1838). Роман создан в форме мемуаров провинциального помещика — Александра Михайловича — на склоне лет вспоминающего о событиях своей молодости, которая пришлась на конец восемнадцатого столетия. Сочинение Загоскина состоит из трех частей. В первой части, имеющей характер экспозиции, повествуется о детстве героя, его жизни в провинции до восемнадцатилетнего возраста и последующей поездке в Москву. Вторая и третья части посвящены событиям, произошедшим с героем в Москве, и тем опасностям, которым он подвергся, находясь там. В жанровом отношении роман многосоставен. В нем есть приметы романа воспитания и романа фантастического, романа нравственно-сатирического и идеологического. Цель исследования заключается в рассмотрении особенностей хронотопа этого произведения. В романе причудливо переплетается реальное и фантастическое. В «Искусителе» Загоскин избирает форму мемуаров, тем самым снимая с себя ответственность за достоверность описываемых событий. Уже эпиграф заставляет читателя задуматься над реальностью описанного в романе: «C'est un tableau de fantaisie dont tous les details sonst peints d'apres nature» ('Это фантастическая картина, которая во всех подробностях срисована с натуры') [Загоскин, 1989: 289]. С одной стороны, в тексте представлена Россия начала XIX в., с другой — события, связанные с фигурой барона Брокена, отсылающей нас к фантастическому роману. Прямо не определяемый как дух зла, таинственный барон наделяется несомненными инфернальными чертами. По замыслу автора фантастический образ должен восприниматься как реальность. В романе нет границы между фантастикой и реальностью, так как она разрушена вторжением в реальный мир персонажей мистико-фантастических, инфернальных. Общая философская идея связывает эти события между собой. Многосоставный в жанровом отношении, роман Загоскина позволяет сделать вывод, что писателя волновали политические, нравственные и литературные проблемы, имеющие прямое отношение и к современности.

Литература:
Загоскин М. Н. Аскольдова могила: Романы, повести. М., 1989.