«Репортаж с петлёй на шее» Ю. Фучика с позиции коммуникативной стилистики
Виктория Витальевна Партолина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
209
2024-04-27
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассмотрено
произведение чехословацкого публициста Ю. Фучика «Репортаж с петлёй на шее» с
позиции коммуникативной стилистики, благодаря которой были проанализированы
жанровые признаки и нарративные стратегии текста.
Тезисы
Ключевые слова: чехословацкая публицистика; Ю. Фучик; коммуникативная стилистика
XX в. был периодом значительных политических, социальных и культурных трансформаций в Чехословакии. В это время страна столкнулась с нацистской оккупацией, формированием коммунистического режима и последующей советской интервенцией. Вершиной творчества Ю. Фучика, писателя и публициста Чехословакии, считается «Репортаж с петлёй на шее», который был написан в стенах тюрьмы немецких фашистов. В произведении автор пытается зафиксировать ужасы и несправедливость, которые происходили в то страшное время, тем самым создать документальный дневник. Именно поэтому это произведение мы предлагаем рассмотреть с позиции коммуникативной стилистики.
Коммуникативная стилистика — сравнительно новая область функциональной стилистики, которая рассматривает текст с «коммуникативно-деятельной точки зрения, с учетом того, как текст устроен и ориентирован на адресата, как он действует, "работает" в процессе познавательной деятельности читателя, как разные авторы организуют эту деятельность средствами текста и его особой организации» [Болотнова, 2009: 58]. Напр., при помощи коммуникативной стилистики мы можем рассмотреть текст и его «речевую организацию с точки зрения ее соотнесенности с конкретным содержанием текста, авторской интенцией и коммуникативно-прагматическим эффектом», т. е. автор, написав текст (художественный или публицистический), ожидает, что он повлияет на адресата: даст новую информацию или создаст возможности для катарсиса, а получатель, в свою очередь, сможет проявить эмоции [Там же]. Для понимания этого учёные используют опросы, анкеты, эксперименты и иные способы сбора информации.
Безусловно, коммуникативная стилистика обращает внимание на жанр текста, ситуацию написания и его прочтения адресатом. Также коммуникативная стилистика делает акцент на идиостиль автора, т. е. приёмы, характерные именно для этого писателя.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что тексты чешского автора будут изучены с позиции коммуникативной стилистики, которая подразумевает анализ стиля авторов, жанровой принадлежности текстов, а также место автора в произведении.
Исследование публицистики этого периода помогает понять, какие идеи и темы были актуальными для общества, как писатели и журналисты реагировали на события и как влияли на общественное мнение.
Литература:
Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста. Словарь-тезаурус. М., 2009.
XX в. был периодом значительных политических, социальных и культурных трансформаций в Чехословакии. В это время страна столкнулась с нацистской оккупацией, формированием коммунистического режима и последующей советской интервенцией. Вершиной творчества Ю. Фучика, писателя и публициста Чехословакии, считается «Репортаж с петлёй на шее», который был написан в стенах тюрьмы немецких фашистов. В произведении автор пытается зафиксировать ужасы и несправедливость, которые происходили в то страшное время, тем самым создать документальный дневник. Именно поэтому это произведение мы предлагаем рассмотреть с позиции коммуникативной стилистики.
Коммуникативная стилистика — сравнительно новая область функциональной стилистики, которая рассматривает текст с «коммуникативно-деятельной точки зрения, с учетом того, как текст устроен и ориентирован на адресата, как он действует, "работает" в процессе познавательной деятельности читателя, как разные авторы организуют эту деятельность средствами текста и его особой организации» [Болотнова, 2009: 58]. Напр., при помощи коммуникативной стилистики мы можем рассмотреть текст и его «речевую организацию с точки зрения ее соотнесенности с конкретным содержанием текста, авторской интенцией и коммуникативно-прагматическим эффектом», т. е. автор, написав текст (художественный или публицистический), ожидает, что он повлияет на адресата: даст новую информацию или создаст возможности для катарсиса, а получатель, в свою очередь, сможет проявить эмоции [Там же]. Для понимания этого учёные используют опросы, анкеты, эксперименты и иные способы сбора информации.
Безусловно, коммуникативная стилистика обращает внимание на жанр текста, ситуацию написания и его прочтения адресатом. Также коммуникативная стилистика делает акцент на идиостиль автора, т. е. приёмы, характерные именно для этого писателя.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что тексты чешского автора будут изучены с позиции коммуникативной стилистики, которая подразумевает анализ стиля авторов, жанровой принадлежности текстов, а также место автора в произведении.
Исследование публицистики этого периода помогает понять, какие идеи и темы были актуальными для общества, как писатели и журналисты реагировали на события и как влияли на общественное мнение.
Литература:
Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста. Словарь-тезаурус. М., 2009.