XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Метрико-строфический репертуар К. Ф. Рылеева в контексте русского стиха первой трети XIX в.

Эвелина Сергеевна Кулагина
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 188
2024-04-24
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В настоящем докладе рассматривается метрико-строфический репертуар К. Ф. Рылеева и проводится его сопоставление с данными по стиху поэтов первой трети XIX в. Статистический анализ стиховой системы Рылеева помогает выявить как следование общим тенденциям этого периода, так и некоторые отступления от них. 

Тезисы

Ключевые слова: Рылеев; метрика; строфика; русский стих

К. Ф. Рылеев — значимая фигура литературной жизни России первой четверти XIX в. За полтора столетия были подробно изучены многие стороны его произведений: текстология, система персонажей, особенности стиля и идейная составляющая. Однако стиховедческий аспект творчества Рылеева до сих пор остаётся малоизученным.
Целью доклада является описание метрико-строфического репертуара Рылеева в контексте русского стиха первой трети XIX в. В основу анализа стиха заложены принципы метрико-строфического описания, сформулированные в Инструкции к составлению метрико-строфических справочников [Тверьянович, Хворостьянова, 2008].
Внимательное рассмотрение полученных данных позволяет прийти к следующим выводам. Во-первых, метрический репертуар Рылеева достаточно богат — 25 размеров (16 классических и 9 неклассических), наиболее частотные — Я4, Я6, ЯВ и Х4. Эти же размеры были самыми распространёнными в поэзии начала XIX в. Необходимо отметить, что доля Я4 у Рылеева по сравнению с современниками невелика — всего 39,4%, тогда как, напр., у Баратынского и Пушкина она составляет 68,4% и 54,8% соответственно. ЯВ у Рылеева тоже используется реже, чем у Батюшкова, Жуковского и Востокова: 14,9% против 48,2%, 20,5% и 20% соответственно. Следовательно, несмотря на то, что набор популярных размеров Рылеева совпадает с «традиционным» набором начала XIX в., процент использования этих  зачастую отличается от показателей современников.
Во-вторых, в творчестве Рылеева довольно высокая доля трёхсложников — 4,2%; у современников показатели чуть ниже: Жуковский — 3,3%, Батюшков — 2,5%, Пушкин — 1,5%. Несмотря на это, о большом разнообразии трёхсложников у Рылеева говорить не приходится. Он использует всего 6 размеров, причём почти все они встречаются только в агитационных песнях.
В-третьих, стоит обратить внимание на процент использования неклассических размеров. У Рылеева он достаточно мал — 2,5%; это больше, чем у Батюшкова (0,2%) и Баратынского (0,5%), но при этом в разы меньше, чем у Жуковского (32,9%) и Востокова (28,4%). Однако набор неклассических размеров у Рылеева оказывается богаче, чем у многих современников. В корпусе текстов обнаруживаются два логаэда, которые в начале XIX в. использовались довольно редко, в нескольких произведениях встречаются стихи, написанные тактовиком и даже акцентным стихом.
В области строфики Рылеев демонстрирует приверженность строфическим формам — на них приходится 58,5% всех стихов (тождественные строфы — 47,9%, нетождественные — 11,9%). К астрофическим формам поэт обращался реже, нежели его современники. Так, напр., процент произведений вольной рифмовки составляет 22,9%, стихов — 36,2%, тогда как у Пушкина этот показатель составляет 43,5%, у Батюшкова — 49%, а у Баратынского — 56,1%.
Таким образом, статистический анализ стиховой системы Рылеева при сопоставлении с данными по стиху его современников помогает выявить как следование общим тенденциям начала XIX в., так и некоторые отступления от них.

Литература:
Тверьянович К. Ю., Хворостьянова Е. В. Инструкция к подготовке метрико-строфических справочников по произведениям русских поэтов XVIII–XX вв. // Петербургская стихотворная культура: Материалы по метрике, строфике и рифме петербургских поэтов. СПб., 2008.