XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Мотив двойничества в произведениях Э. Т. А. Гофмана и М. А. Булгакова: сравнительный анализ (на материале новеллы «Песочный человек» и повести «Дьяволиада»)

Яна Дмитриевна Зуйкина
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

ауд. 188
2024-04-24
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются особенности мотива двойничества в новелле Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек» и повести М. А. Булгакова «Дьяволиада». Особое внимание уделяется образам двойников, их взаимодействию с центральными персонажами произведений, а также соотношению с архетипической фигурой Песочного человека. Мотив двойничества в рассматриваемых произведениях связан с мотивом безумия главного героя, а также с демонизацией персонажей-антагонистов, поведение и внешность которых имеют инфернальные черты.

Тезисы

Ключевые слова: мотив двойничества; двойник; архетип

Песочный человек — архетипическая фигура, представляющая собой «подпочву сознания, перестающего адекватно воспринимать и осмысливать реальность» [Аствацатуров, 2002: 1]. В новелле Э. Т. А. Гофмана с этой фигурой соотносятся адвокат Коппелиус и его «двойник», продавец барометров Коппола. «Раздвоение» антагониста связано с мотивом двойничества, который, в свою очередь, связан с расколом личности или социума. Особенность данного мотива в произведении Гофмана состоит в том, что раскол происходит в сознании героя, в отличие, напр., от фаустианского мотива двойничества, где это происходит в нравственных принципах. Вследствие такого раскола появляется Мефистофель, который является двойником Фауста, вбирающим в себя все негативные черты главного героя. В новелле Гофмана мотив двойничества связан с развитием душевной болезни Натанаэля, которая сопровождается навязчивой идеей отомстить Коппелиусу, а также страхом героя потерять свои глаза. Глаза в данном случае можно рассматривать не только как орган зрения, но и как зеркало души. Таким образом, «потеря» Натанаэлем глаз является разрушением восприятия реального мира героем [Аствацатуров, 2002: 7]. Натанаэль становится заложником своего безумия, «создающего» двойника. Так, герой видит образ Песочного человека и в Коппелиусе, и в Копполе, которые не дают ему спокойно существовать. Однако стоит заметить, что в новелле есть объективная оценка реальности. Она дается в репликах Клары, которая утверждает, что все происходит в голове героя и имеет мало общего с реальностью. Эпизоды с Олимпией, которая вызывает страх и отвращение у окружающих, также показывают, насколько далеко зашло безумие героя.
То же самое происходит с делопроизводителем Коротковым в повести М. А. Булгакова «Дьяволиада», чье сознание демонизирует образы близнецов Кальсонеров. Герой имеет навязчивую идею поймать Кальсонера, и в главе «Продукты производства» повреждает глаз, чиркнув спичкой. После этого начинается «дьяволиада», вследствие которой герой окончательно сходит с ума и бросается с крыши дома, убегая от Кальсонеров. Подобная ситуация описана в конце новеллы Гофмана, когда главный герой видит Коппелиуса в толпе и прыгает с башни. Все, что происходит с Натанаэлем и Коротковым, можно объяснить рационально, однако читатель видит происходящее через призму безумия героев. Так, Кальсонеры и Коппелиус — Коппола оказываются «демонами», которые мучают героев. На это указывает эпизод в ночной лаборатории у Гофмана, когда профессор кидает Натанаэлю его глаза, и эпизод самоубийства Короткова, в котором Булгаков ломает перспективу и показывает падение героя от его лица.
Таким образом, мотив двойничества в повести Булгакова и новелле Гофмана связан с мотивом безумия главных героев.

Литература:
Аствацатуров А. Г. Демония бессознательного в новелле Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек» // Вестник института иностранных языков. СПб, 2002. С. 1—7.