XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Жанровая специфика стихотворений в прозе В. М. Гаршина

Анна Ивановна Нестер
Докладчик
студент 4 курса
Беларусский государственный университет

ауд. 188
2024-04-24
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются стихотворения в прозе В. М. Гаршина. С применением метода лингвостилистического анализа отстаивается формально-жанровая обусловленность содержательного и выразительного уровней художественного текста.



Тезисы

Ключевые слова: стихотворение в прозе; В. М. Гаршин; лингвостилистический анализ

Лирическая прозаическая миниатюра, стихотворение в прозе или лирический отрывок в прозе — в некоторой мере противоречивый жанр, окончательно сформировавшийся лишь к середине XIX в. Вслед за И. С. Тургеневым ряд стихотворений в прозе создал и В. М. Гаршин.
Цель доклада — определить жанровой идентичности избранных художественных текстов («Она была милая девушка…» (1875), «Юноша спросил у святого мудреца Джифара…» (1884), «Когда он коснулся струн смычком…» (1884)). Цель обусловила необходимость выявить специфические черты жанра, систематизировать характерные особенности лирических прозаических миниатюр, нашедших отражение в исследуемых произведениях.
Актуальность работы обусловлена недостаточной степенью разработанности темы и оригинальностью постановки проблемы. Исследований, посвященных стихотворениям в прозе Гаршина, недостаточно, при этом для полноценного представления о творческом методе писателя необходимо включать в рассмотрение максимальный объем материала. Лирические прозаические миниатюры как жанр остаются на периферии литературоведческих исследований. Еще один важный фактор, подтолкнувший нас к исследованию, — отсутствие авторской жанровой дефиниции, традиционно рассматриваемой в качестве главенствующей.
В ходе исследования применялись следующие методы: описательный метод, метод лингвостилистического анализа, сравнительно-сопоставительный метод. Лингвостилистические средства являются магистральным критерием оценки силы и оригинальности художественного текста. Аналитическое ядро работы — выявление и атрибуция вышеописанных образных средств языка.
В исследуемых произведениях широко используются анафора, полисиндетон, синтаксический параллелизм, градация, монтаж. На лексическом уровне систематически прослеживаются бинарные противопоставления ключевых концептов (жизнь — смерть, свет — тьма, творец — толпа и др.), как явные, так и имплицитные, формально и содержательно соотносимые с понятием энтимемы. Точечное целенаправленное использование суггестивных фонетических приемов, в большей степени характерных для поэтических произведений, подчеркивает синтетическую природу жанра лирической прозаической миниатюры.
На основании сопоставления анализируемых произведений с иными поэтическими и прозаическими текстами писателя в работе отстаивается и доказывается, что субъективная авторская модальность и стремление соблюсти формально-жанровый канон обусловили ряд различий в степени свободы выражения и реализации идейного мира в рамках произведений различной жанровой принадлежности. Несмотря на то, что система тропов в произведениях Гаршина характеризуется сравнительно постоянным и немногочисленным составом (эпитеты, антитезы, метафоры), лирические прозаические миниатюры автора более оригинальны и экспрессивны, чем его силлабо-тонические стихотворения. При этом, в отличие от других прозаических произведений, миниатюры, созданные автором вдохновенно, без предварительной детальной проработки сюжета и системы образов, характеризуются отсутствующей или крайне ослабленной (рудиментарной) сюжетностью, подчеркнутой эмпиричностью, целостностью производимого эффекта, преобладанием чувственно-эмоционального, импрессивного метода постижения действительности и последующего преобразования впечатлений в художественные образы и глубоким лиризмом, что всецело соотносится с жанровым определением.
Полученные результаты релевантны для дальнейших исследований.