Молитва по случаю в личных нарративах
Ярослава Сергеевна Морозикова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2024-04-22
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад основан на материалах, собранных в Лешуконском районе Архангельской области во время фольклорных экспедиций СПбГУ. Объектом нашего интереса стали молитвы, которые деревенские жители используют в конкретных жизненных случаях.
Тезисы
Ключевые слова: молитва; заговор; окказиональные обряды
Во время экспедиции в июле 2023 г. в деревне Вожгора Архангельской области мы записали несколько интервью, в которых наши собеседники рассказывали личные истории об опыте переживания сложных (как правило, негативных) жизненных обстоятельств. При этом они произносили определённые тексты, по форме и по содержанию которые можно отнести к заговорам. Cами же информанты, имея в своем опыте обращения и к заговорам, все-таки настаивали на том, что в определенных случаях речь идет именно о молитвах. Так, информант А. Ф. рассказал о том, как молитва жены помогла избавиться от «стресса» и бессонницы, при этом он использовал следующие выражения: «на молитве наговорёно», «наговаривали молитвами на воду».
В докладе мы называем такие молитвы молитвами «по случаю», чтобы подчеркнуть, что они призваны помочь в конкретной ситуации и используются исключительно в ней. Напр., одна собеседница рассказала, что обращается к определенной молитве, когда нужно «снять испуг», другая — когда нужно защитить дом от грозы или огородить себя от сглаза. Иными словами, молитва по случаю связана с конкретным событием в жизни и выполняет функцию защиты, предотвращения беды или изменения уже случившейся негативной ситуации. К использованию такой молитвы чаще всего подталкивает собственный или чужой травмирующий опыт. В таких молитвах важен текст, точные слова, которые передаются от родственников или знакомых. Кроме того, собеседники подчеркивали, что молитвы по случаю часто сопровождаются определенными действиями, которые должны помочь привести к желаемому результату (напр., произнося молитву, нужно умыться в ручье, облить себя водой в бане, похлестать себя прутиками и т. д.). Можно сказать, что так человек «опредмечивает» свою просьбу и «вступает в диалог с сферой сакрального», соединяя окказиональную обрядность и молитву [Филичева, 2006].
В исследовании были использованы записи как 2023 г., сделанные в деревне Вожгора, так и более ранние записи Лешуконского собрания Фольклорного архива СПбГУ.
Во время экспедиции в июле 2023 г. в деревне Вожгора Архангельской области мы записали несколько интервью, в которых наши собеседники рассказывали личные истории об опыте переживания сложных (как правило, негативных) жизненных обстоятельств. При этом они произносили определённые тексты, по форме и по содержанию которые можно отнести к заговорам. Cами же информанты, имея в своем опыте обращения и к заговорам, все-таки настаивали на том, что в определенных случаях речь идет именно о молитвах. Так, информант А. Ф. рассказал о том, как молитва жены помогла избавиться от «стресса» и бессонницы, при этом он использовал следующие выражения: «на молитве наговорёно», «наговаривали молитвами на воду».
В докладе мы называем такие молитвы молитвами «по случаю», чтобы подчеркнуть, что они призваны помочь в конкретной ситуации и используются исключительно в ней. Напр., одна собеседница рассказала, что обращается к определенной молитве, когда нужно «снять испуг», другая — когда нужно защитить дом от грозы или огородить себя от сглаза. Иными словами, молитва по случаю связана с конкретным событием в жизни и выполняет функцию защиты, предотвращения беды или изменения уже случившейся негативной ситуации. К использованию такой молитвы чаще всего подталкивает собственный или чужой травмирующий опыт. В таких молитвах важен текст, точные слова, которые передаются от родственников или знакомых. Кроме того, собеседники подчеркивали, что молитвы по случаю часто сопровождаются определенными действиями, которые должны помочь привести к желаемому результату (напр., произнося молитву, нужно умыться в ручье, облить себя водой в бане, похлестать себя прутиками и т. д.). Можно сказать, что так человек «опредмечивает» свою просьбу и «вступает в диалог с сферой сакрального», соединяя окказиональную обрядность и молитву [Филичева, 2006].
В исследовании были использованы записи как 2023 г., сделанные в деревне Вожгора, так и более ранние записи Лешуконского собрания Фольклорного архива СПбГУ.
Литература:
Филичева О. Н. Записки для Ксении Блаженной: позиция церковнослужителей и народный обычай // Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии / Под ред. Ж. В. Корминой, А. А. Панченко, С. А. Штыркова. СПб., 2006. С. 171—183.