Обучение кулинарии в деревне: преемственность и / или самостоятельность
Алиса Евгеньевна Рязанова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2024-04-22
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Во время фольклорной
экспедиции филологического факультета СПБГУ 2023 г. мы общались с жителями
деревни Вожгора Архангельской области на тему кулинарии.
Особый интерес вызвало то, как происходит процесс передачи навыков и знаний в этой области от одного поколения к другому, как обучают детей приготовлению
пищи. Цель исследования — выявить, как в деревенской
среде в детском возрасте приобретались кулинарные знания и навыки. Доклад посвящён анализу стратегий обучения навыкам кулинарии
в деревне в разное время.
Тезисы
Ключевые слова: кулинарный код; метис; народная педагогика
Во время фольклорной экспедиции филологического факультета СПбГУ 2023 г. мы общались с жителями деревни Вожгора Лешуконского района Архангельской области на тему местных кулинарных навыков и привычек. Особый интерес вызывало то, как происходит процесс передачи навыков и знаний в этой области от одного поколения к другому, как обучают детей приготовлению пищи. Однако, задавая вопросы на эту тему, мы часто слышали в ответ, что готовить никто не учил: родители оставляли что-то из приготовленных ими же блюд и уходили на работу. Дети же должны были лишь разогреть пищу или вовсе справиться с решением поиска пропитания самостоятельно. Судя по воспоминаниям наших собеседников, старшие в доме большую часть дня проводили на работе или занимались домашним хозяйством, поэтому времени обучать детей кулинарным навыкам, рассказывать, что делать с продуктами, не было. При этом подростки со временем овладевали навыками топки печи, приготовления пищи, включая выпечку хлеба, шанег и пирогов.
Цель исследования — выявить, как в деревенской среде в детском возрасте приобретались кулинарные знания и навыки. На основе данных, собранных во время экспедиции, и материалов из фольклорного архива СПбГУ мы предполагаем, что умение готовить пищу относится к метису, под которым мы вслед за Дж. Скоттом будем понимать «множество практических навыков и приобретенных сведений в связи с постоянно изменяющимся природным и человеческим окружением» [Скотт, 2005: 498]. Обычно навыки этого типа получают через наблюдение и практику. Так, напр., дети учатся косить: оказываясь вместе со взрослыми на сенокосе, они получают орудия труда в соответствии со своим ростом и физической силой и, повторяя за старшими, постепенно становятся полноценными участниками процесса. Важно, что «авторитет и обучающийся» работают вместе [Мариничева, 2017: 86].
Несмотря на то, что наши собеседники говорят о том, что готовить их никто не учил, они же позже вспоминают и о том, как вместе с мамой или бабушкой делали сковородники и шаньги, как в 1990-е, в «плохие годы», вместе со старшими пекли хлеб, который было невозможно купить. Доклад посвящён анализу стратегий обучения навыкам кулинарии в деревне в разное время.
Литература:
Мариничева Ю. Ю. Техники тела, согласованность и память // Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб., 2017. С. 86—87.
Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как провалились проекты улучшения человеческой жизни. М., 2005.
Во время фольклорной экспедиции филологического факультета СПбГУ 2023 г. мы общались с жителями деревни Вожгора Лешуконского района Архангельской области на тему местных кулинарных навыков и привычек. Особый интерес вызывало то, как происходит процесс передачи навыков и знаний в этой области от одного поколения к другому, как обучают детей приготовлению пищи. Однако, задавая вопросы на эту тему, мы часто слышали в ответ, что готовить никто не учил: родители оставляли что-то из приготовленных ими же блюд и уходили на работу. Дети же должны были лишь разогреть пищу или вовсе справиться с решением поиска пропитания самостоятельно. Судя по воспоминаниям наших собеседников, старшие в доме большую часть дня проводили на работе или занимались домашним хозяйством, поэтому времени обучать детей кулинарным навыкам, рассказывать, что делать с продуктами, не было. При этом подростки со временем овладевали навыками топки печи, приготовления пищи, включая выпечку хлеба, шанег и пирогов.
Цель исследования — выявить, как в деревенской среде в детском возрасте приобретались кулинарные знания и навыки. На основе данных, собранных во время экспедиции, и материалов из фольклорного архива СПбГУ мы предполагаем, что умение готовить пищу относится к метису, под которым мы вслед за Дж. Скоттом будем понимать «множество практических навыков и приобретенных сведений в связи с постоянно изменяющимся природным и человеческим окружением» [Скотт, 2005: 498]. Обычно навыки этого типа получают через наблюдение и практику. Так, напр., дети учатся косить: оказываясь вместе со взрослыми на сенокосе, они получают орудия труда в соответствии со своим ростом и физической силой и, повторяя за старшими, постепенно становятся полноценными участниками процесса. Важно, что «авторитет и обучающийся» работают вместе [Мариничева, 2017: 86].
Несмотря на то, что наши собеседники говорят о том, что готовить их никто не учил, они же позже вспоминают и о том, как вместе с мамой или бабушкой делали сковородники и шаньги, как в 1990-е, в «плохие годы», вместе со старшими пекли хлеб, который было невозможно купить. Доклад посвящён анализу стратегий обучения навыкам кулинарии в деревне в разное время.
Литература:
Мариничева Ю. Ю. Техники тела, согласованность и память // Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб., 2017. С. 86—87.
Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как провалились проекты улучшения человеческой жизни. М., 2005.