Синтаксические особенности автофикциональной прозы Мэгги Нельсон
Лолита Рауфовна Асланова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
212
2024-04-24
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен рассмотрению лингвостилистических особенностей автофикциональных текстов Bluets и The Argonauts современной американской писательницы Мэгги Нельсон. Особое внимание было уделено таким синтаксическим структурам, которые, реализуясь в текстах подобного рода, обнаруживали бы потенциал передачи фиктивности повествования.
Тезисы
Ключевые слова: автофикшн; Мэгги Нельсон; синтаксис; фикциональность.
Неологизм autofiction был впервые употреблен писателем и литературоведом Сержем Дубровски в отношении своего романа «Fils» (1977), написание которого было не только вызовом, брошенным Филиппу Лежену, автору «Le Pacte autobiographique» (1975) и апологету прескриптивной поэтики, но и манифестацей свободы, жанровой и языковой. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению касаемо того, является ли автофикшн самостоятельным литературным жанром, новым романом «о себе» XX в., существующим между вымыслом (fiction) и реальностью (réel) или же особым модусом письма на стыке мемуарно-автобиографической и романной жанровых систем, однако же сошлись на том, что автофикшн как явление характеризуют наличие как референциальных и нереференциальных элементов; ономастическое соответствие между автором и персонажем или рассказчиком; стилистические и языковые эксперименты [Lawlor, 2022: 1]. Открытым остается вопрос границы (степени) вымысла и его воплощения в автофикциональных текстах как на семантическом, так и на синтаксическом уровнях.
Неологизм autofiction был впервые употреблен писателем и литературоведом Сержем Дубровски в отношении своего романа «Fils» (1977), написание которого было не только вызовом, брошенным Филиппу Лежену, автору «Le Pacte autobiographique» (1975) и апологету прескриптивной поэтики, но и манифестацей свободы, жанровой и языковой. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению касаемо того, является ли автофикшн самостоятельным литературным жанром, новым романом «о себе» XX в., существующим между вымыслом (fiction) и реальностью (réel) или же особым модусом письма на стыке мемуарно-автобиографической и романной жанровых систем, однако же сошлись на том, что автофикшн как явление характеризуют наличие как референциальных и нереференциальных элементов; ономастическое соответствие между автором и персонажем или рассказчиком; стилистические и языковые эксперименты [Lawlor, 2022: 1]. Открытым остается вопрос границы (степени) вымысла и его воплощения в автофикциональных текстах как на семантическом, так и на синтаксическом уровнях.
В нашем исследовании мы предприняли попытку выявить особенности построения автофикционального текста на материале произведений Bluets и The Argonauts современной американской писательницы Мэгги Нельсон. Объектом исследования выступили синтаксические особенности прозы Мэгги Нельсон, закономерности в использовании определенных синтаксических структур. Цель настоящего доклада — определить степень фиктивности автофикциональных текстов и идентифицировать языковые особенности, выражающие вымысел. Анализируя синтаксические конструкции, мы исходили из следующей посылки: поскольку автофикция, будучи «имитацией бессознательного дискурса» обнаруживает себя в первую очередь способом рассказывания, стилем письма, «отличается построением высказывания, свойственным устной речи или свободному/беспокойному течению мысли» [Gasparini, 2008: 352], то в тексте подобного рода пристальное внимание стоит уделить таким синтаксическим структурам, которые воплощают особенности данного вида наррации. Методом сплошной выборки мы обнаружили примеры использования асиндетона и полисиндетона, анафоры и эпифоры, параллелизма, парцелляции, градации, риторического вопроса, парентезы, анадиплозиса и других синтаксических фигур, имеющих в контексте автофикциональной прозы иной потенциал, нежели в текстах строго референциальных или неференциальных.
Так, риторический вопрос («Does the world look bluer from blue eyes? Probably not, but I choose to think so (self-aggrandizement)») может служить катализатором мыслепорождения, что также отсылает нас к теории о том, что автофикшн как модус письма обладает (само)психоаналитическим потенциалом. Использование апосиопезиса в примере «And you — whatever you argued, you never mimed a constricted throat» как будто создает имитацию перехвата дыхания, «сжавшегося горла», о котором говорится далее.
Таким образом, настоящее исследование позволило более глубоко понять лингвостилистические особенности автофикциональной прозы Мэгги Нельсон и определить их роль в передаче фиктивности повествования.
Литература:
Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М., 1998.
Gasparini Ph. Autofiction. Une aventure du langage. Paris, 2008.
Autofiction in English / Hywel Dix (ed.). Cham, 2018.