XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Литературные аллюзии в современном англоязычном рекламном дискурсе

София Викторовна Магдалюк
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

212
2024-04-24
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается функционирование литературной аллюзии в современном англоязычном рекламном дискурсе. Материалом послужили англоязычные рекламные сообщения и видеоролики, опубликованные за период 1990—2022 гг. В исследовании рассматриваются проблемы интертекстуальности. Основное внимание уделяется особенностям функционирования, приемам использования литературных аллюзий в текстах рекламы, а также анализируются характерные для рекламы прецедентные тексты.

Тезисы

Ключевые слова: рекламный дискурс; интертекстуальность; аллюзия; литературная аллюзия.

Исследование обосновывает тезис о том, что использование литературных аллюзий в рекламе способствует более эффективному воздействию на потребителя. Под аллюзией мы понимаем «стилистическую фигуру, выражение, намек посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного факта» [Жеребило, 2016: 32]. Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить наиболее характерные для литературной аллюзии источники, а также рассмотреть особенности функционирования аллюзивных элементов в рекламных текстах. Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что в нем проводится комплексное изучение определенного вида стилистического приема аллюзии. В ходе работы было проанализировано 60 рекламных баннеров американских и британских брендов, а также рекламных видеороликов с использованием литературных аллюзий. Источниками материала для исследования послужили Интернет-ресурсы (YouTube) и электронные архивы газет. Работа опирается на следующие научные методы: методы лингвокультурологического и контекстуального анализа, дескриптивный метод, дискурсивный метод.

В ходе анализа рекламных сообщений было выявлено, что среди всего многообразия художественной литературы аллюзии на произведения У. Шекспира в рекламном тексте встречаются особенно часто в связи с их широким признанием в обществе. Образы и сюжетные линии сказок также являются частым источником аллюзий в рекламе, т. к. они знакомы большому количеству людей еще с детства.
Спектр приемов, с помощью которых аллюзия может отсылать к художественному произведению, оказался весьма широким: упоминание имен персонажей («Luckily Romeo and Juliet saved big at Amazon and tragedy was avoided» (Amazon, 2022)), использование элементов сюжета, уподобление стилю языка определенного автора и частичное цитирование («There's no place like home with Bulla Creamy Classics.» (Bulla, 2012)), перемещение литературных персонажей в современную действительность, использование фраз-клише из сказок («Once upon a time, there was a car that was elegant, spacious and refined» (Hyundai Sonata, 1997)), а также трансформация оригинального сюжета (слоган «It's another story» (Burger King, 2007)).
В ходе исследования было установлено, что основными функциями литературной аллюзии в рекламном тексте являются создание ассоциаций с культурным наследием, повышение конкурентоспособности товара, создание комического эффекта, придание рекламируемому товару дополнительных свойств и качеств, повышение запоминаемости рекламы и минимизация языковых средств. Так, напр., в ряде печатных рекламных сообщений представлен лишь слоган, содержащий литературную аллюзию, из чего следует, что основная смысловая нагрузка лежит именно на этом стилистическом приеме.
Полученные результаты подтверждают, что литературные аллюзии широко используются в современных англоязычных рекламных объявлениях, выполняя при этом ряд функций.

Литература:
Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. Назрань, 2016.