XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

История французской драмы через призму цифровых гуманитарных наук

Ольга Сергеевна Шаблыкина
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

208
2024-04-26
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

Данное исследование изучает метаданные корпуса французской драмы (1600—1900 гг.) и метрики персонажей пьес. Использованы подходы из исследований на иных драматических корпусах (русском, немецком). Рассмотрены изменения количества пьес, среднего количества персонажей, доли главных персонажей по десятилетиям.

Тезисы

Ключевые слова: драматический корпус; сетевой анализ; французская драматургия

Цель исследования — проанализировать количественные данные пьес французской драмы 1600
—1900 гг. Новизна заключается в использовании подходов, предложенных предыдущими исследователями [Ушакова, 2019; Trilcke, 2016] на ином корпусе драмы. Материал исследования — таблица метаданных французских драматических пьес, а также таблицы с метриками персонажей, выгруженные по DraCor API. Выбран период 1600—1900 гг., т. к. в этот временной отрезок практически нет пропусков между элементами. Таким образом в список вошло 1506 произведений.
Количественный анализ показал снижение количества доли трагедий к началу XIX в., что соответствует выводам исследований истории французского театра [Allain, 1965]. Общее количество пьес также существенно снижается в 1800
1820 гг., что обусловлено историческими факторами. Анализ количества персонажей пьес показал тренд на снижение к концу рассматриваемого периода. При этом доля женских персонажей сначала возрастает к середине XVIII в., затем сокращается к XIX в.
Проанализирована доля главных героев среди персонажей пьес по методике Е. Ушаковой [Ушакова, 2019]. Для каждой пьесы подкорпуса выгружена таблица сетевых метрик персонажей, выявлена разница между наибольшим и наименьшим значением для метрики «степень» (количество связей героя с другими персонажами), получено четыре числовых интервала. С помощью функции cut в pandas персонажи были разбиты на четыре группы согласно интервалу, к которому относятся их степени. Для каждой пьесы подсчитано количество персонажей первой группы, с наибольшими значениями степени. Затем подсчитаны средние и медианные значения по десятилетиям и по жанрам.
Выяснено, что 1880
—1890 гг. в среднем 80% персонажей относилось к первой группе по сравнению с 41% в середине XVII в. Похожие результаты для 1880—1890 гг. наблюдались в русскоязычном корпусе драмы, где пик объяснялся особенностями пьес А. П. Чехова, их плотными сетями персонажей [Ушакова, 2019]. Однако в случае с франкоязычным корпусом это значение объясняется значительной долей пьес с небольшим количеством персонажей (3—6) в это десятилетие. Относительно жанра различий в доле персонажей первой группы не выявлено.

Литература:
Ушакова Е. Соцсети русской драмы, часть II Ревизор vs. Городничий: кто же главный герой? // Системный Блокъ. 2019. URL: https://sysblok.ru/philology/socseti-russkoj-dramy-chast-ii-revizor-vs-gorodnichij-kto-zhe-glavnyj-geroj/ (дата обращения: 28.02.2024).
Allain M. Voltaire et la fin de la tragédie classique française // French Review.
Carbondale, 1965. P. 384—395.
Trilcke P., Fischer F., Göbel M., Kampkaspar D., Kittel C. Theatre Plays as Small Worlds? Network Data on the History and Typology of German Drama, 1730
—1930 // Digital Humanities 2016, Conference Abstracts. Kraków, 2016. P. 385—387.