XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Межвидовая коммуникация в творчестве Хаяо Миядзаки

Дарья Сергеевна Петрова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 25
2024-04-26
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается типологическое сходство теоретически изложенных идей Донны Харауэй и художественного мира японского мультипликатора Хаяо Миядзаки. Производится попытка проанализировать ранние работы Миядзаки «Навсикая из Долины ветров» и «Мой сосед Тоторо» через призму, предлагаемую Харауэй. 

Тезисы

Ключевые слова: хтулуцен; антропоцен; симпоэзис; Миядзаки; Харауэй

В мире Миядзаки не производится попытки обратиться к «золотому веку» дружбы человека с природой и вернуть ему «изначальное», не омрачённое цивилизацией состояние: стратегия взаимодействия с действительностью, которую предлагает Миядзаки, заключается в выстраивании коммуникации и с природой, и с изобретениями научно-технического прогресса (недаром машины, в особенности летательные средства, присутствуют в каждой его работе), но без восприятия того и другого в качестве ресурса.
В докладе производится попытка рассмотреть мир японского мультипликатора в концептуальной рамке, предложенной Донной Харауэй: это прежде всего представления об антропоцене, эпохе гуманизма и модерности, и хтулуцене — времени, пришедшем на смену первому. Предлагаемое Харауэй «обращение к другим видам» и стремление показать способ взаимодействия с миром, в котором человек «заводит сородичей» и ведёт «межвидовую коммуникацию», — это и есть язык, который стремится обрести Миядзаки.
Примечательно, что поиск выхода из кризиса антропоцентризма происходит в разных областях параллельно: Харауэй начинает свои исследования в 1980-е, в 1985 г. выходит в свет её эссе «Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х». Примерно в то же время Миядзаки начинает создавать свои мультфильмы, в которых осваивает соотносимый взгляд на действительность; язык для выражения типологически схожего круга идей ищется одновременно в области философии и мультипликации.
Именно признак отношения к миру создаёт центральную оппозицию для всей системы персонажей в мире Миядзаки: одни герои стремятся гармонически сосуществовать с другими видами и вовлечены в куда большую, чем антропная, реальность, а другие убеждены в исключительности собственного места в мире и рассматривают окружающую действительность, в т. ч. остальных людей, в качестве ресурса.
Таким образом, это небольшое исследование является обобщением наблюдений, сделанных при анализе ранних мультфильмов  Миядзаки «Навсикая из Долины ветров» и «Мой сосед Тоторо» через категории, которые выводит Харауэй в работах «Манифест киборгов» и «Оставаясь со смутой».