XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Концепт «земля» в военных произведениях В. С. Высоцкого

Яна Олеговна Милосердова
Докладчик
студент 3 курса
Государственный университет просвещения

ауд. 124
2024-04-26
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается реализация концепта «земля» в произведениях В. С. Высоцкого на примере текстов военной лирики как одних из наиболее значимых в творчестве барда.

Тезисы

Ключевые слова: концепт «земля»; военная лирика; В. С. Высоцкий

Новизна исследования обусловлена тем, что ранее концепт 
«земля» не рассматривался на примере текстов военной лирики В. С. Высоцкого. И. А. Иванова отмечает, что многочисленные труды, посвящённые изучению концептов, указывают на их многоуровневую структуру и связанную с этим сложность их описания [Иванова, 2021]. Концепт «земля» как явление русской языковой картины мира представляет собой многогранное лексико-семантическое образование. Бард часто обращался к теме войны в своих произведениях, поэтому представляется интересным анализ реализации концепта именно в военной лирике.
В произведении «Братские могилы» земля выступает как почва, на которой отразился ужас военного боя: порох, кровь, останки: И снова в атаку не хочется всем, / Земля как горелая каша… В стихотворении «Тот, который не стрелял» рассматриваемый концепт предстает как граница между миром живых и мёртвых: И залп мне выдал пропуск / В ту сторону земли. В песне «Сыновья уходят в бой» земля выступает последним пристанищем, с которым человек соединится после смерти: Сейчас глаза мои сомкнутся, / Я крепко обнимусь с землёй. В «Песне о погибшем лётчике» земля противопоставляется небу. Один лётчик погиб и остался на небе, а второй вернулся на землю. В этом случае земля находится в оппозиции с небом: верх — низ, живые – мёртвые (Он поднялся чуть выше и сел там, / ну а я до земли дотянул).
В стихотворении «Мы вращаем Землю» земля предстаёт уже не как мифологический образ, являющийся одним из основных в народной культуре, а как собирательный образ живого, людей, страдающих от ужаса войны: От границы мы Землю вертели назад Мы не меряем Землю шагами...
«Песня о Земле» является одним из ключевых военных произведений барда. В нём земля живая, возникает образ земли-матери, дающей начало жизни. При описании израненной земли поэт также изображает войну как «неземное страдание» и величайшее из бедствий: Кто сказал, что Земля умерла? / Материнства не взять у Земли / Кто сказал, что Земля не поёт / Ведь Земля это наша душа. Земля — почва, поверхность, планета, но также и живое существо: собирательный образ народа, образ матери-земли. Здесь концепт земля приобретает яркое индивидуально-авторское воплощение.

Литература:
Иванова И. А. Особенности репрезентации концепта любовь как культурного кода русской языковой картины мира (на материале рассказа И. А. Бунина «Первая любовь») // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: материалы Международной научной конференции, посвящённой памяти доктора филологических наук, профессора К. А. Войловой. М., 2021. С. 91—99.