XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Проблема акторности и (де-)конструирования хронотопа в поэтическом проекте Пидоренко В. П.

Егор Александрович Остряков
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

ауд. 124
2024-04-23
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлены результаты междисциплинарного исследования поэтических текстов, опубликованных в рамках получившего широкую известность литературного проекта «Старший лейтенант Пидоренко В. П.». С помощью методов функционально-семиотического и частотного анализа выявлена ценностная структура интермедиального цикла, выделены основные языковые модели опыта и определены варианты их функционирования (установление тематической базы, маркирование конфликта, формирование комплекса дополнительных иносказательных элементов).

Тезисы

Ключевые слова: фреймовая семантика; функциональная семиотика; современная поэзия; акторность; хронотоп

На первый взгляд тексты лейтенанта Пидоренко В. П. напоминают образцы поэтического постмодернизма, существующими, с одной стороны, в контексте очередного поворота к переосмыслению иронии как приема, с другой — в не-классическом для литературы пространстве Telegram-канала, что, в отличие от привычных бумажных публикаций, предполагает сосуществование с другими каналами и проявляется в актуализации текущей культурной и политической повестки в текстах. Это проблематизирует возможность обеспечить их тематическое единство и ставит перед автором задачу сконструировать устойчивую пространственно-темпоральную основу (хронотоп), которая понимается нами как стабильная, зафиксированная в культуре модель опыта, играющая роль ценностного ориентира и закладывающая основу функционирования внутритекстовых элементов [Толочин, 2002].
Композиционно-жанровая ограниченность, фигура говорящего, интенциональность позволяют рассматривать корпус поэтических текстов Пидоренко В. П. как цельнооформленное поэтическое высказывание [Бахтин, 1996]. С функционально-семиотических позиций прагматический потенциал такого высказывания заключается в потребности переосмыслить проблемные модели опыта (фреймы) [Толочин, 2002]. Актуализация таких моделей происходит за счёт включения в текст повторяющихся вербальных маркеров.
С помощью частотного анализа было исследовано 8738 постов, которые, пройдя основные этапы подготовки данных, с помощью функции частотного распределения были систематизированы и сведены к числу наиболее часто употребляемых маркеров, имеющих отношение к основным акторам и образам исходного поэтического текста. Собранные программным методом статистические данные позволили уточнить наиболее типичные функциональные контексты основных акторов и предположить их особую роль в актуализации вербальных ценностных моделей в рамках поэтики проекта Пидоренко В. П.
Очевидно, выделение маркеров вне контекста не способно раскрыть их содержательности, а главное, уточнить роль акторов в формировании смысловой структуры проекта. Результаты частотного анализа позволили сократить и ограничить пласт рассматриваемых материалов, а использование функционально-семиотического анализа — более детально раскрыть фреймовую структуру поэтических текстов. Так, имя актора, включенное в процесс переосмысления ценностных парадигм, становится маркером той или иной вербальной ситуации и принимает непосредственное участие в обеспечении семантического единства проекта.
В результате работы выявлено, как в ситуации, когда тематическая разрозненность текстов проблематизирует возможность когерентности поэтического проекта, была обеспечена связность его элементов. В итоге эта роль отводится в первую очередь акторам, которые на начальном этапе наделяются устойчивыми типами контекстов, а в дальнейшем функционируют одновременно как имя собственное и как имя нарицательное, выполняя не столько сюжетообразующую функцию, сколько функцию актуализации стабильных моделей опыта.

Литература:
Толочин И. В. Монолог и речевая деятельность // Архипова Л. В., Емельянова О. В., Варшавская А. И. Риторика монолога. СПб., 2002. С. 212—222.
Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч. в 7 т. Т. 5. Работы 1940—1960 гг.  М., 1996. С. 159—206.