XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Теодицея в драме П. Кальдерона «Поклонении кресту» сквозь призму художественной системы барокко XVII в.

Кристина Гельдымуратовна Жигала
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 190
2024-04-22
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Испанское барокко в соотношении с понятием «теодицея» представляет собой одну из интереснейших тем для изучения. На момент представления доклада не существует целостного исследования по этой теме на примере подробного анализа драмы П. Кальдерона «Поклонение кресту». В исследовании представлены изыскания об особенностях испанского барокко, точках зрения на понятие «теодицея», а также анализ обозначенной драмы П. Кальдерона в соотношении со стилем барокко и концепцией теодицеи.

Тезисы

Ключевые слова: Кальдерон; барокко; теодицея

В докладе представлен анализ драмы П. Кальдерона «Поклонение кресту» в рамках художественной системы барокко XVII в. Прежде всего, в анализе драмы раскрыты и описаны не только черты барокко, но и подробным образом выявлено соотношение барокко и теодицеи. В этом положении заключена цель исследования. Новизна работы заключается в том, что в ней представлены первичные изыскания о религиозном контексте испанского барокко. Особенностью исследования является попытка рассмотреть теодицею в контексте драмы П. Кальдерона «Поклонение кресту» с двух точек зрения: Г. Лейбница и И. Канта. Философская идея Г. Лейбница зиждется на примирении существования в мире зла с идеей благости Бога, т. е. теодицея понимается в первичном и буквальном своём значении: от греч. theos — 'бог' и dikē — 'справедливость'. Бог как абсолютное начало поддерживает порядок мира на Земле, поэтому всё зло можно оправдать Божественным провидением и Божественной справедливостью. Идея же И. Канта в полемике с Г. Лейбницем истолковывает теодицею как доктринальное учение, т. е. теодицея, по И. Канту, это несогласие с Божественной справедливостью: не оправдание Бога, а спор с ним. Божественный промысел с такой точки зрения кажется устрашающим, мощным, губительным, нецелесообразным и нелогичным с точки зрения различной природы несовершенного и конечного человека и совершенного и бесконечного Бога. Таким образом, анализ теодицеи в «Поклонении кресту» основан на выявлении противоречивых образов: богооправдания (Г. В. Лейбниц) и богоборчества (И. Кант). Кроме того, в докладе представлено описание испанского барокко как стиля в литературе и искусстве конца XVI—XVII вв., где под барокко понимается широкое освоение действительности, обнажение социально-исторических противоречий, пафос гуманизма и его трагедия. Следует отметить, что барокко в Испании XVII в. представляет интерес как стиль в литературе государства закрытого в связи с социально-политической ситуацией Испании по отношению к Англии в XVII в. (англо-испанская война (1585—1604), запрет на торговлю с Испанскими Нидерландами и арест английских судов (1585), вступление Испании в Тридцатилетнюю войну (1621), т. е. анализу подвергается особенности исключительно испанского барокко. Описанные т. з. на понятие «теодицея» и черты испанского барокко представлены на примере анализа драмы П. Кальдерона «Поклонение кресту» («La devoción de la cruz»), которая является одной из самых характерных религиозно-философских драм барокко. В работе предпринята попытка выявить черты барокко в драме П. Кальдерона и проанализировать мировоззрение автора в рамках выбранного для исследования текста и теодицеи в понимании Г. Лейбница и И. Канта. В центре внимания исследования, прежде всего, образы Эусебио и Юлии, а также особенности языка (эмблематичность, свойственная барокко).