Образ женщины в современной музыкальной культуре: корпусное исследование на материале песен Анны Asti
Виолетта Владимировна Наумова
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
ауд. 124
2024-04-23
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Работа основана на корпусном исследовании текстов Анны Asti (А. Дзюбы). Рассматривается и конкретизируется понятие «образ» в рамках концепции У. Митчелла применительно к лирической героине музыкальных текстов. Концептуализация образа современной русской женщины изучается на основе составленного корпуса с помощью компьютерных методов, собрания частотных словарей и выделения ключевых слов.
Тезисы
Ключевые слова: корпусная лингвистика; образ; компьютерные методы; частотный список
Понятие «образа» или «имиджа» не является новым и обширно описано лингвистами разных направленностей. Так, о многогранности понятия и различной структуре образов говорит У. Митчелл в работе «Что такое образ?» [Mitchell, 1984]. Согласно Митчеллу, работая с текстом, мы имеем дело со «словесным образом» (пер. мой — прим. В. Н.), включающим в себя как знаковую, так и семантическую составляющую. Представляется, что интерпретация Митчеллом понятия «образ» является достаточно точной, чтобы использовать ее в анализе. В докладе пойдет речь о проблематике понятия «образ», а именно о его языковой, литературоведческой и социокультурной составляющих. Для определения дифференциальных лингвистических признаков, которые концептуализируют образ современной женщины, был составлен пользовательский корпус, проведена частеречная разметка и сформированы частотные списки лемм, словоформ и частей речи. Материалом исследования стали 20 текстов А. Дзюбы, написанные в период с 2021 по 2023 г. В качестве таргетного корпуса (тексты, сравниваемые с исследуемым корпусом) были выбраны 20 текстов дуэта Artik&Asti, в котором Дзюба состояла по 2021 г. При компьютерном анализе исследуемого таргетного корпуса (собственно песен Дзюбы) с помощью программы MyStem были получены частотные словари. Если при субъективном «литературоведческом» анализе текста может показаться, что лирическая героиня сольных песен Дзюбы обретает независимость от своего партнера, то частотные словари опровергают это. Так, частотный словарь лемм и словоформ остается в семантическом поле романтических отношений («любовь» (абс. частота — 28), «ночь» (абс. частота — 24), «сердце» (абс. частота — 22), «ломка» (абс. частота — 16), «чувство» (абс. частота — 15), а все тексты так или иначе говорят о внешнем конфликте с романтическим партнером, а не о внутренних трансформациях. Тем не менее, некоторые изменения образ женщины все-таки претерпевает, что мы видим при сравнении таргетного корпуса с референтым (корпус песен дуэта Artik&Asti) в программе AntConc. Так, местоимение «она» употребляется в сольных текстах Дзюбы в 7 раз больше, чем в текстах дуэта. Кроме того, более ключевым словом по сравнению с референтным корпусом является словоформа «злее», что все-таки показывает трансформацию героини по сравнению с тем, какой она была в дуэте. Фокус героини всегда находился на мужском персонаже, в то время как ее чувства оставались незамеченными: она была «девочкой», а вне дуэта стала женщиной. Независимость женщины в песнях Анны Асти подтверждает и то, что словоформа «мы» употребляется почти в 3 раза меньше, чем в корпусе песен Artik&Asti. Она сменяется самой употребляемой леммой в песнях Анны Асти «я», число вхождений которой составляет 320. Образ современной русской женщины, безусловно, претерпевает изменения в дискурсе современных песен. Лирическая героиня все еще существует в семантическом поле отношений, но она не обретает безусловную независимость от мужского пола. Так, в одних песнях образ женщины представлен влюбленной, в других — роковой, а в третьих — страдающей.
Литература:
Mitchell, W. J. T. What Is an Image? // New Literary History. 1984. №3. P. 503—537. URL: https://doi.org/10.2307/468718 (дата обращения: 09.02.2024).
Понятие «образа» или «имиджа» не является новым и обширно описано лингвистами разных направленностей. Так, о многогранности понятия и различной структуре образов говорит У. Митчелл в работе «Что такое образ?» [Mitchell, 1984]. Согласно Митчеллу, работая с текстом, мы имеем дело со «словесным образом» (пер. мой — прим. В. Н.), включающим в себя как знаковую, так и семантическую составляющую. Представляется, что интерпретация Митчеллом понятия «образ» является достаточно точной, чтобы использовать ее в анализе. В докладе пойдет речь о проблематике понятия «образ», а именно о его языковой, литературоведческой и социокультурной составляющих. Для определения дифференциальных лингвистических признаков, которые концептуализируют образ современной женщины, был составлен пользовательский корпус, проведена частеречная разметка и сформированы частотные списки лемм, словоформ и частей речи. Материалом исследования стали 20 текстов А. Дзюбы, написанные в период с 2021 по 2023 г. В качестве таргетного корпуса (тексты, сравниваемые с исследуемым корпусом) были выбраны 20 текстов дуэта Artik&Asti, в котором Дзюба состояла по 2021 г. При компьютерном анализе исследуемого таргетного корпуса (собственно песен Дзюбы) с помощью программы MyStem были получены частотные словари. Если при субъективном «литературоведческом» анализе текста может показаться, что лирическая героиня сольных песен Дзюбы обретает независимость от своего партнера, то частотные словари опровергают это. Так, частотный словарь лемм и словоформ остается в семантическом поле романтических отношений («любовь» (абс. частота — 28), «ночь» (абс. частота — 24), «сердце» (абс. частота — 22), «ломка» (абс. частота — 16), «чувство» (абс. частота — 15), а все тексты так или иначе говорят о внешнем конфликте с романтическим партнером, а не о внутренних трансформациях. Тем не менее, некоторые изменения образ женщины все-таки претерпевает, что мы видим при сравнении таргетного корпуса с референтым (корпус песен дуэта Artik&Asti) в программе AntConc. Так, местоимение «она» употребляется в сольных текстах Дзюбы в 7 раз больше, чем в текстах дуэта. Кроме того, более ключевым словом по сравнению с референтным корпусом является словоформа «злее», что все-таки показывает трансформацию героини по сравнению с тем, какой она была в дуэте. Фокус героини всегда находился на мужском персонаже, в то время как ее чувства оставались незамеченными: она была «девочкой», а вне дуэта стала женщиной. Независимость женщины в песнях Анны Асти подтверждает и то, что словоформа «мы» употребляется почти в 3 раза меньше, чем в корпусе песен Artik&Asti. Она сменяется самой употребляемой леммой в песнях Анны Асти «я», число вхождений которой составляет 320. Образ современной русской женщины, безусловно, претерпевает изменения в дискурсе современных песен. Лирическая героиня все еще существует в семантическом поле отношений, но она не обретает безусловную независимость от мужского пола. Так, в одних песнях образ женщины представлен влюбленной, в других — роковой, а в третьих — страдающей.
Литература:
Mitchell, W. J. T. What Is an Image? // New Literary History. 1984. №3. P. 503—537. URL: https://doi.org/10.2307/468718 (дата обращения: 09.02.2024).