XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Система персонажей как основной принцип адаптации литературного произведения под жанр мюзикла на примере трагедии «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира

Софья Сергеевна Лень
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

208
2024-04-26
11:00 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

В настоящем докладе рассматривается система персонажей в качестве основного принципа адаптации литературного произведения под жанр мюзикла на примере трагедии «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира. В работе представлены результаты компаративного анализа, а также обзор такой проблемы, как значимость второстепенных персонажей. Целью доклада является осмысление персонажной структуры в мюзикле.

Тезисы

Ключевые слова: адаптация; мюзикл; «Ромео и Джульетта»

Когда речь заходит об основных принципах адаптации литературного произведения под жанр мюзикла, в поле зрения, в первую очередь, попадает система персонажей. Стоит сделать небольшую оговорку и сказать о том, что адаптации подвергаются разные аспекты, но именно в этой работе будут рассматриваться образы персонажей. Для жанра мюзикла свойственны изменения в изображении характеров персонажей, более детальное раскрытие второстепенных героев, а также нередко режиссерским решением становится включение в сюжет новых персонажей. Такой подход к изображению персонажного состава на сцене порождает новые смыслы, но не искажает авторский замысел, а дает ему новую интерпретацию.
Основная задача режиссера при постановке мюзикла — знакомство массового слушателя с произведением литературы. Причем для «удачного знакомства» мюзикл должен быть понятен людям разных возрастов и людям, в разной степени знакомым с мировой историей, культурой и литературой. Под 
«понятен» с точки зрения зрителя я подразумеваю заинтересованность в просмотре, а с точки зрения режиссера — постановку, не искажающую авторский замысел и отвечающую эстетическим запросам зрителей. Режиссер мюзикла «Ромео и Джульетта» справляется с этой задачей, потому что он прибегает не к упрощению, а к усложнению и к более детальному раскрытию определенных уровней текста, например, как было показано в докладе, уровню персонажей. Это позволяет зрителям ближе познакомиться с текстом Шекспира и узнать лучше не только главных героев, но и второстепенных персонажей.
В докладе рассматривается адаптация системы персонажей на примере французского мюзикла «Ромео и Джульетта» 2001 г. Ж. Пресгурвика, а также проводятся параллели героев с действующими лицами трагедии Уильяма Шекспира. Цель нашего доклада — выявление особенностей изображения персонажей на сцене и осмысление следующих моментов: как раскрываются характеры второстепенных героев и почему на сцене им уделено больше внимания, чем в шекспировской трагедии, и для чего вводятся новые персонажи, которых не было в авторском тексте. Результатом исследования, представленного в докладе, стало выявление особенностей адаптации персонажного состава под жанр мюзикла.