Влияние пола на восприятие темпа речи
Анастасия Денисовна Ананьева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
157
2024-04-26
15:35 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
Настоящая работа посвящена исследованию связи восприятия темпа речи с таким
социальным фактором как пол. Исследование проводилось с помощью перцептивных
экспериментов. Результаты показали, что на восприятие темпа речи могут влиять
различные факторы, как не связанные с процессом речепроизводства (визуальная
информация), так и элементы речи (паузы). Пол слушающего никак не воздействует на
его оценку, однако пол говорящего может изменять восприятие: мужские голоса
оцениваются как более быстрые.
Тезисы
Ключевые слова: темп речи; восприятие; восприятие темпа речи; пол
Восприятие речи — сложный процесс, который происходит на различных уровнях. На него влияют лингвистические, паралингвистические и экстралингвистические факторы [Trouvain, 2003]. Большинство исследователей утверждает, что такой социальный фактор как пол, в отличие от возраста, не влияет на то, с какой скоростью говорит человек. Однако гендерная принадлежность может оказывать влияние на восприятие, создавая более четкое разграничение между тем, как мужчина или женщина воспринимает людей того же или противоположного пола.
Цель работы — выяснить, влияет ли пол говорящего и слушающего на то, как человек воспринимает темп. Для исследования были использованы 53 звуковых файла, содержащие записанный на кафедре фонетики СПбГУ фонетически представительный текст «Был тихий серый вечер». В них были подсчитаны полный и артикуляторный темп речи дикторов.
Для исследования был проведен ряд перцептивных экспериментов в форме опросов. В первых двух опросах были выбраны 4 пары дикторов, имеющих близкие полные темпы речи. Разница в парах не превышала 1%, что меньше 5%, соответствующих порогу различения по Кене [Quené, 2007]. Из записей были выбраны по две фразы, одинаковые для каждой пары дикторов. Участникам эксперимента было предложено прослушать пару записей и определить, какая из них кажется более быстрой. В первом опросе участники могли видеть длительность каждой аудиозаписи. Для третьего опроса были выбраны дикторы, имеющие близкий артикуляционный темп речи (разница не превысила 3,5%). Для того чтобы свести к минимуму влияние пауз, записи были модифицированы: длительность всех пауз внутри выбранных фрагментах уравнивалась. Все аудиозаписи были приведены к одинаковой длительности.
Анализ полученных ответов проводился с использованием статистических методов. Результаты применения критерия хи-квадрат показали, что в первом опросе длительность аудиозаписей была решающим фактором (p=0,000000008).
Результаты второго опроса показали, что пол участника никак не влияет на сделанный им выбор (p=0,31). Использование t-критерия показало, что пол диктора также не оказывал никакого влияния на ответы (p=0,32).
Третий опрос, в котором темпы дикторов были максимально приближены, показал, что мужчины и женщины ничем не отличаются в своем выборе (p=0,36). Тем не менее было установлено, что пол диктора оказывает влияние на то, как воспринимается его темп (p=0,0046). В большем количестве случаев именно мужской голос оценивается как более быстрый.
Литература:
Quené H. On the just noticeable difference for tempo in speech // Journal of Phonetics. 2007. Vol. 35(3). P. 353–362.
Trouvain J. Tempo Variation in Speech Production. Implications for Speech Synthesis. PhD Dissertation. Saarbrücken, 2003.
Восприятие речи — сложный процесс, который происходит на различных уровнях. На него влияют лингвистические, паралингвистические и экстралингвистические факторы [Trouvain, 2003]. Большинство исследователей утверждает, что такой социальный фактор как пол, в отличие от возраста, не влияет на то, с какой скоростью говорит человек. Однако гендерная принадлежность может оказывать влияние на восприятие, создавая более четкое разграничение между тем, как мужчина или женщина воспринимает людей того же или противоположного пола.
Цель работы — выяснить, влияет ли пол говорящего и слушающего на то, как человек воспринимает темп. Для исследования были использованы 53 звуковых файла, содержащие записанный на кафедре фонетики СПбГУ фонетически представительный текст «Был тихий серый вечер». В них были подсчитаны полный и артикуляторный темп речи дикторов.
Для исследования был проведен ряд перцептивных экспериментов в форме опросов. В первых двух опросах были выбраны 4 пары дикторов, имеющих близкие полные темпы речи. Разница в парах не превышала 1%, что меньше 5%, соответствующих порогу различения по Кене [Quené, 2007]. Из записей были выбраны по две фразы, одинаковые для каждой пары дикторов. Участникам эксперимента было предложено прослушать пару записей и определить, какая из них кажется более быстрой. В первом опросе участники могли видеть длительность каждой аудиозаписи. Для третьего опроса были выбраны дикторы, имеющие близкий артикуляционный темп речи (разница не превысила 3,5%). Для того чтобы свести к минимуму влияние пауз, записи были модифицированы: длительность всех пауз внутри выбранных фрагментах уравнивалась. Все аудиозаписи были приведены к одинаковой длительности.
Анализ полученных ответов проводился с использованием статистических методов. Результаты применения критерия хи-квадрат показали, что в первом опросе длительность аудиозаписей была решающим фактором (p=0,000000008).
Результаты второго опроса показали, что пол участника никак не влияет на сделанный им выбор (p=0,31). Использование t-критерия показало, что пол диктора также не оказывал никакого влияния на ответы (p=0,32).
Третий опрос, в котором темпы дикторов были максимально приближены, показал, что мужчины и женщины ничем не отличаются в своем выборе (p=0,36). Тем не менее было установлено, что пол диктора оказывает влияние на то, как воспринимается его темп (p=0,0046). В большем количестве случаев именно мужской голос оценивается как более быстрый.
Литература:
Quené H. On the just noticeable difference for tempo in speech // Journal of Phonetics. 2007. Vol. 35(3). P. 353–362.
Trouvain J. Tempo Variation in Speech Production. Implications for Speech Synthesis. PhD Dissertation. Saarbrücken, 2003.