XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Концепция сглаза в античности

Юлия Максимовна Батрунова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

176
2024-04-26
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен рассмотрению концепции сглаза в античной литературе. Особое внимание уделяется выявлению социально-культурных особенностей, способствовавших зарождению поверья. Предлагаемый подход позволяет выделить лексические способы обозначения сглаза, используемые для его описания в литературе. Отдельный интерес представляет категория людей, обладающих способностью насылать сглаз, так как именно на примере носителей дурного глаза удается проследить, каким образом из сплетения литературного вымысла с естественно-научными сведениями о мутациях глаз был создан своего рода магический топос.

Тезисы

Ключевые слова: античная литература; античная магия; суеверия

В исследовании предпринята попытка проанализировать основные свидетельства античных авторов о сглазе. Цель исследования — описать концепцию сглаза в античности. Для этого требуется выявить, какие культурные и социальные факторы повлияли на становление этого суеверия, а также узнать, какими способами описывали сглаз в античности и при каких обстоятельствах человек считался обладателем дурного сглаза. Задача исследования состоит в попытке рассмотреть основные античные тексты, в которых упоминается сглаз, и затем их систематизировать для прояснения конкретных деталей, связанных с практикой наложения сглаза. Исследование проводится на материале античных текстов. Сначала рассматриваются древнегреческие авторы. В эту категорию входят седьмой диалог из «Застольных бесед» Плутарха — единственное произведение античности, полностью посвященное сглазу, — и роман Гелиодора «Эфиопика». Также используются некоторые фрагменты комиков и поэтов, эпических и идиллических. На втором этапе изучаются тексты латинских авторов, а именно отрывки из латинской историографии, представленной двумя крупными произведениями — «Естественной историей» Плиния Старшего и «Аттическими ночами» Авла Геллия. Аналогичным образом рассматриваются отрывки латинских поэтов: Катулла, Горация, Овидия и Персия.
В результате было выявлено следующее. Первопричиной зарождения сглаза является зависть. Их связь настолько тесна, что иногда зависть может выступать в качестве синонима сглаза. Притянуть пагубное воздействие дурного глаза может и похвала, высказанная недоброжелательным и завистливым человеком. В этом случае происходит сближений понятий «злой язык» и «дурной глаз». Концепцию сглаза передавали βάσκανος и fascinum, однокоренные им слова или сочетания с другими словами. Примечательно, что βάσκανος и fascinum, безусловно, являясь частью магического лексикона, сами по себе вне контекста не имеют связи со сглазом. Словосочетания со словом «глаз» не содержат привычного эпитета «дурной/злой»: ὀφθαλμὸς βάσκανος в древнегреческом, oculus obliquus/urens в латинском.
Обладателями дурного глаза могли быть как отдельные личности, так и целые группы лиц. Насылать сглаз были способны не только реально существующие люди, но и мифические персонажи. При этом особенным мастерством отличались ведьмы. Дурной сглаз также приписывали чужеземным племенам или людям с дефектом глаз, а именно обладателям двойного зрачка. Сила губительного взгляда могла реализовываться намеренно. Так, умышленно насылали сглаз завистливые люди. Однако были случаи, когда обладатель дурного глаза наделялся им от природы, — тогда он его не контролировал и использовал неосознанно. Разрушительная мощь сглаза главным образом была направлена против детей и сельского хозяйства. Кроме того, сглаз был опасен для влюбленных и известных людей. В качестве особенно удивительных упоминаются случаи, когда человек насылал сам на себя сглаз.

Elliott. J. H. Beware the Evil Eye: the Evil Eye in the Bible and the ancient world. Vol. 2. Eugene, 2016.
Renate S. Zum Problem des bösenBlicks // Tradition und Translation: zum Problem der interkulturellen Übersetzarbeit religiöser Phänomene / Ed. by C. Elsas. Berlin, 1994. S. 96—112.
Tupet A.-M. La magie dans la poésie latine. Paris, 1976.