XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Лексико-семантическое поле «высшее образование» в финском языке

Мария Сергеевна Петрова
Докладчик
студент 4 курса
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

203
2024-04-25
11:45 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен целостному исследованию и рассмотрению лексико-семантического поля «высшее образование» в финском языке. Сфера высшего образования является популярной темой, что привлекает особое внимание к рассмотрению её лексических единиц в виде иерархической структуры. В ходе исследования нами было построено и структурировано лексико-семантическое поле «высшее образование», отобрана тематическая лексика с главных страниц ведущих финских университетов, а также предложены возможные лексико-семантические группы.

Тезисы

Ключевые слова: лексико-семантическое поле; высшее образование; финский язык

«Лексико-семантическое поле представляет собой совокупность языковых (главным образом лексических) единиц, объединённых общностью содержания (иногда также общностью формальных показателей) и отражающих понятийное, предметное и функциональное сходство обозначаемых явлений» [Кобозева, 2000: 99]. Именно это определение, включающее в себя все необходимые аспекты, легло в основу нашего доклада и позволило достигнуть основную цель исследования — построение лексико-семантического поля (ЛСП) и выявление особенностей языковых единиц тематики «высшее образование» в финском языке. Мы стремились совместить своеобразие лингвистических и культурологических ценностей высшего образования как одного из компонентов социального института.
В ходе работы мы определили следующие основополагающие методы исследования:
1. Метод контент-анализа позволил проанализировать тематическую отнесенность и лексическую сочетаемость лексических единиц с первых страниц сайтов ведущих университетов Финляндии.
2. Метод классификации и анализа позволил сконструировать ЛСП и определить его компоненты.
Основные характеристики полевой системы были выделены с учетом теоретических положений З. Н. Вердиевой и Г. С. Щура [Вердиева, 1986; Щур, 1974]. Кроме того, особое внимание было уделено компонентам ЛСП. В нашем исследовании ими стали: ядро, ближняя и дальняя периферии.
На основании текстовой информации, представленной на первых страницах сайтов шести университетов Финляндии, мы отобрали элементы (всего 103 единицы), которые можно отнести к ЛСП «высшее образование» в финском языке. В ядро поля вошли наиболее частотные лексемы, фразы и словосочетания, которые по своему значению напрямую связаны с  dысшим образованием (koulutus ‘образование’, oppiminen ‘учеба’, tutkija ‘исследователь’, yliopisto ‘университет’, lukea opetuksesta ‘читать об образовании’ и др.). Кроме того, нами были  предложены следующие лексико-семантические группы (ЛСГ) для ближней и дальней периферий:
1) характеристика университетов и процесса обучения в нем (korkeatasoinen  высококачественный’, monipuolinen ‘разносторонний’);
2) действия, совершаемые в процессе обучения (tutkia ‘исследовать’, tarkastaa ‘проверять’);
3) деятельность после окончания высшего учебного заведения (ura ‘карьера’, työskennellä ‘работать’);
4) процесс получения высшего образования (kurssi ‘курс’, tieteenala ‘раздел науки’);
5) человек по роли в учебном заведении (opas ‘наставник’, professori ‘профессор’);
6) система образования (koulutusohjelma ‘образовательная программа’, oppilaitos ‘образовательное учреждение’).
В результате исследования была определена структура построенного ЛСП «высшее образование», выделено 6 ЛСГ, которые формируются из отдельных лексем, словосочетаний, cпециализированной лексики и аббревиатур. В ходе работы было отмечено, что характерной 
особенностью репрезентации высшего образования на начальных страницах сайтов финских университетов является информирование не только о процессе обучения и его характеристике, но и о карьерных возможностях для студентов и выпускников. В совокупности это формирует своеобразное представление о языковой среде в сфере высшего образования Финляндии.

Литература:
Вердиева З. Н. Семантические поля в современном английском языке. М., 1986.
Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. М., 2000.
Щур Г. С. Теория поля в лингвистике. М., 1974.