XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Крупный план как маркер чужеродных жанровых конвенций в многокамерном ситкоме (на материале второго сезона сериала «Друзья»)

Дарья Михайловна Веревкина
Докладчик
магистрант 2 курса
Европейский университет в Санкт-Петербурге

ауд. 171
2024-04-25
16:50 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

Потенциал крупного плана как самостоятельного художественного приема анализируется на примере второго сезона сериала «Друзья». Нехарактерный для многокамерного ситкома, крупный план все же изредка появляется в сериале. Выясняется, что крупные планы резко контрастируют с визуальной нормой и используются в ситуации жанрового сдвига (как маркеры иронически обыгрываемых вестерна, драмы, романтической комедии, хоррора, мыльной оперы).

Тезисы

Ключевые слова«Друзья»; многокамерный ситком; крупный план; жанр

Ситком, будучи комедийным жанром, в большой степени условен, имеет не очень жесткие жанровые границы и довольно терпимо относится к жанровому смешению. Эта тенденция характерна и для второго сезона ситкома «Друзья» (1995—1996; авторы идеи — Дэвид Крейн и Марта Кауффман). В разных сериях сезона появляются маркеры чужеродных жанров, и на их несоответствии контексту, ситуации, репликам персонажей часто строится комический эффект. Одним из таких маркеров в сериале становится крупный план.
Визуальной нормой сериала являются средние планы, что объясняется техническими ограничениями: многокамерный ситком снимается посценно, а не покадрово; в съемках участвует несколько камер, снимающих планы одной крупности с разных т. з.; кадр выставляется быстро, потому что съемки классического ситкома проходят в присутствии живой аудитории; павильонные локации ограничивают операторов в выборе точек съемки. В связи с этими ограничениями съемка крупных планов представляется затруднительной.
Нехарактерный для многокамерного ситкома в целом, крупный план все же изредка появляется в сериале. Крупные планы резко контрастируют с визуальной нормой и используются в ситуации жанрового сдвига. В ряде случаев сцены с использованием крупного плана строятся по определенной схеме: сначала с помощью жанровых маркеров (в т. ч. крупного плана) выстраивается ситуация, характерная для вестерна, романтического фильма, драмы, хоррора, затем эта ситуация нарушается комическим несоответствием. Кроме того, в некоторых эпизодах крупный план оказывается также связан с повествовательной ситуацией «фильма в фильме»: он используется в мыльной опере, клипе и рекламе, которые смотрят герои сериала. Крупный план не выступает как самостоятельный прием, но вместе с прочими маркерами (музыка, монтаж, свет) позволяет зафиксировать смену повествовательных условностей. Выявленные закономерности открывают новые перспективы в исследованиях жанра и показывают, что крупный план в ситкоме может стать эффективным средством художественной выразительности.