Крупный план как маркер чужеродных жанровых конвенций в многокамерном ситкоме (на материале второго сезона сериала «Друзья»)
Дарья Михайловна Веревкина
Докладчик
магистрант 2 курса
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Европейский университет в Санкт-Петербурге
ауд. 171
2024-04-25
16:50 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
Потенциал
крупного плана как самостоятельного
художественного приема анализируется
на примере второго сезона сериала «Друзья».
Нехарактерный для многокамерного
ситкома, крупный план все же изредка
появляется в сериале. Выясняется, что
крупные планы резко контрастируют с
визуальной нормой и используются в
ситуации жанрового сдвига (как маркеры
иронически обыгрываемых вестерна,
драмы, романтической комедии, хоррора,
мыльной оперы).
Тезисы
Ключевые слова: «Друзья»; многокамерный ситком; крупный план; жанр
Ситком, будучи комедийным жанром, в большой степени условен, имеет не очень жесткие жанровые границы и довольно терпимо относится к жанровому смешению. Эта тенденция характерна и для второго сезона ситкома «Друзья» (1995—1996; авторы идеи — Дэвид Крейн и Марта Кауффман). В разных сериях сезона появляются маркеры чужеродных жанров, и на их несоответствии контексту, ситуации, репликам персонажей часто строится комический эффект. Одним из таких маркеров в сериале становится крупный план.
Визуальной нормой сериала являются средние планы, что объясняется техническими ограничениями: многокамерный ситком снимается посценно, а не покадрово; в съемках участвует несколько камер, снимающих планы одной крупности с разных т. з.; кадр выставляется быстро, потому что съемки классического ситкома проходят в присутствии живой аудитории; павильонные локации ограничивают операторов в выборе точек съемки. В связи с этими ограничениями съемка крупных планов представляется затруднительной.
Нехарактерный для многокамерного ситкома в целом, крупный план все же изредка появляется в сериале. Крупные планы резко контрастируют с визуальной нормой и используются в ситуации жанрового сдвига. В ряде случаев сцены с использованием крупного плана строятся по определенной схеме: сначала с помощью жанровых маркеров (в т. ч. крупного плана) выстраивается ситуация, характерная для вестерна, романтического фильма, драмы, хоррора, затем эта ситуация нарушается комическим несоответствием. Кроме того, в некоторых эпизодах крупный план оказывается также связан с повествовательной ситуацией «фильма в фильме»: он используется в мыльной опере, клипе и рекламе, которые смотрят герои сериала. Крупный план не выступает как самостоятельный прием, но вместе с прочими маркерами (музыка, монтаж, свет) позволяет зафиксировать смену повествовательных условностей. Выявленные закономерности открывают новые перспективы в исследованиях жанра и показывают, что крупный план в ситкоме может стать эффективным средством художественной выразительности.
Ситком, будучи комедийным жанром, в большой степени условен, имеет не очень жесткие жанровые границы и довольно терпимо относится к жанровому смешению. Эта тенденция характерна и для второго сезона ситкома «Друзья» (1995—1996; авторы идеи — Дэвид Крейн и Марта Кауффман). В разных сериях сезона появляются маркеры чужеродных жанров, и на их несоответствии контексту, ситуации, репликам персонажей часто строится комический эффект. Одним из таких маркеров в сериале становится крупный план.
Визуальной нормой сериала являются средние планы, что объясняется техническими ограничениями: многокамерный ситком снимается посценно, а не покадрово; в съемках участвует несколько камер, снимающих планы одной крупности с разных т. з.; кадр выставляется быстро, потому что съемки классического ситкома проходят в присутствии живой аудитории; павильонные локации ограничивают операторов в выборе точек съемки. В связи с этими ограничениями съемка крупных планов представляется затруднительной.
Нехарактерный для многокамерного ситкома в целом, крупный план все же изредка появляется в сериале. Крупные планы резко контрастируют с визуальной нормой и используются в ситуации жанрового сдвига. В ряде случаев сцены с использованием крупного плана строятся по определенной схеме: сначала с помощью жанровых маркеров (в т. ч. крупного плана) выстраивается ситуация, характерная для вестерна, романтического фильма, драмы, хоррора, затем эта ситуация нарушается комическим несоответствием. Кроме того, в некоторых эпизодах крупный план оказывается также связан с повествовательной ситуацией «фильма в фильме»: он используется в мыльной опере, клипе и рекламе, которые смотрят герои сериала. Крупный план не выступает как самостоятельный прием, но вместе с прочими маркерами (музыка, монтаж, свет) позволяет зафиксировать смену повествовательных условностей. Выявленные закономерности открывают новые перспективы в исследованиях жанра и показывают, что крупный план в ситкоме может стать эффективным средством художественной выразительности.