XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Происхождение и метаморфозы трикстера: от мифа к массовой культуре

Евгений Джонович Черявко
Докладчик
студент 3 курса
Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

201
2024-04-26
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В работе рассматривается трансформация образа трикстера в произведениях современной массовой культуры. Анализируются такие персонажи, как Джокер, Харли Квинн, доктор Грегори Хаус и Перси Джексон. Выявлено несколько векторов эволюции образа трикстера: радикализация в сторону олицетворения иррационального зла, «очеловечивание» трикстера, актуализация его просветительского потенциала, а также попытки примирить бунтарскую природу трикстера с традиционными социальными ценностями. Делается вывод о многовекторности интерпретаций трикстера, отражающей противоречивые тенденции эпохи постмодерна.

Тезисы

Ключевые слова: метаморфозы; трикстер; массовая культура; сравнительный анализ; эволюция персонажа

В данном исследовании ставится цель проанализировать основные тенденции эволюции фигуры трикстера от фольклорного персонажа до эксплуатируемого в современной массовой культуре образа на примере популярных литературных и кинематографических персонажей XX—XXI вв.
Новизна работы заключается в комплексном рассмотрении феномена трикстера сквозь призму современной массовой культуры с акцентом на образы из кино, комиксов и молодёжной литературы. Обращение к массовой культуре позволяет комплексно изучить метаморфозы трикстера на пересечении архаичных традиций и современных тенденций.
В качестве теоретической базы были использованы труды П. Радина, Д. А. Гаврилова, Н. В. Ковтун и других исследователей феномена трикстера. В качестве материала для анализа выбран ряд популярных персонажей массовой культуры XX—XXI вв. с явными чертами трикстера: Джокер, Харли Квинн, доктор Грегори Хаус и Перси Джексон. Методом исследования является сравнительный анализ данных персонажей для выявления основных векторов трансформации трикстера.
Базовые характеристики классического трикстера включают тип (чаще всего антропоморфное животное), его функции (нарушение устоев, пародирование) и роль в сюжете (олицетворение многомерности мира). Мы рассмотрим, как эти аспекты раскрываются на материале массовой культуры.
Образ Джокера во вселенной DC первоначально задумывался как комичный трикстер-антагонист Бэтмена, однако уже в комиксах 1980-х гг. наметилась тенденция придания ему всё более мрачных, социопатических черт.
Схожую эволюцию, но с иным вектором, демонстрирует персонаж Харли Квинн. Первоначально она была легкомысленной комедийной пособницей Джокера, однако впоследствии, особенно в отдельной серии комиксов 2000-х гг., Харли обрела реалистичную психологическую предысторию и мотивацию. 
Образ главного героя популярного телесериала «Доктор Хаус» Грегори Хауса демонстрирует ещё одну грань трансформации трикстера. С одной стороны, доктор Хаус является бунтарём, постоянно вступающим в конфликт с медицинской бюрократией и подвергающим сомнению её догмы. Однако за внешней циничностью скрывается стремление спасти больных там, где традиционные методы бессильны.
Похожее направление демонстрирует герой популярной юношеской франшизы Р. Риордана о Перси Джексоне. Изначально Перси — типичный подросток-бунтарь с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, попадающий в неприятности. Однако со временем выясняется его сверхъестественное происхождение как сына бога Посейдона. Перси обладает уникальными способностями, позволяющими ему противостоять хаотичным силам и спасать мир.
В результате проделанной работы были обозначены следующие ключевые тенденции: 1. Происходит радикализация трикстера как олицетворения иррационального зла и сил хаоса (Джокер). 2. В противовес этому, наблюдается очеловечивание образа трикстера, приобретение им психологической глубины и мотивации, вызывающей сочувствие (Харли Квинн). 3. Актуализируется просветительский, рациональный потенциал трикстера — выполняется функция циничного, но гениального бунтаря (Доктор Грегори Хаус). 4. Предпринимаются попытки примирить бунтарство трикстера с гуманистическими ценностями через образ «положительного бунтаря» (Перси Джексон).
Таким образом, мы можем сделать вывод о многовекторности трактовок трикстера в современной массовой культуре, что отражает противоречивые тенденции эпохи постмодернизма.