Репрезентация героя в диалогическом тексте (на материале проекта МГУ «Устная история»)
Цинцин Чжоу
Докладчик
аспирант
Boston College
Boston College
Ключевые слова, аннотация
В исследовании характеризуются языковые средства в репрезентации героя. Материал исследования — устные беседы, размещенные на сайте проекта МГУ «Устная история». Исследование основано на теории об информационных портретах героя, разработанной Л. Р. Дускаевой.
Тезисы
Ключевые слова: информационный портрет; коммуникативный сценарий; диалогический текст
В исследовании предпринята попытка изучения языковых средств в репрезентации героя. Исследование основывается на теории информационных портретов героя, разработанной Л. Р. Дускаевой. В исследовании применялись метод сплошной выборки, метод контекстного анализа, метод прагматического анализа, метод семантического анализа, описательный метод. Объектом исследования является языковая репрезентация героя в диалогическом тексте (на материале проекта МГУ «Устная история»). Предмет исследования — лексические и грамматические средства в текстах устных бесед, которые рассматриваются как особый жанр. В исследовании проводится обзор научных работ, посвященных языковой репрезентации героя, осуществляется анализ языковой репрезентации героя в устном диалогическом тексте. Героями в изученных текстах становятся представители различных профессий, социальных групп, национальностей. Тексты выстраиваются по определенному коммуникативному сценарию: от сообщения о событии — к характеристике человека, деятельность которого стала причиной этого события. Можно выделить три смысловых блока: первый композиционный блок, вводящий информационный повод, направлен на мобилизацию интереса аудитории и имеет стандартную для новостного текста структуру. Второй композиционный блок непосредственно знакомит аудиторию с героем события. Третий композиционный блок — расширение информационного поля о герое — вводит в текст дополнительные сведения.
Таким образом, в различных устных беседах языковые средства в репрезентации героя и их речевая реализация весьма разнообразны. Тем не менее их объединяют общие характеристики. Использование разных коммуникативных регистров определяет вариативность разного вида репрезентаций в диалогическом тексте.