Публицистический речевой штамп как средство выражения языковой личности: антропоцентрический аспект
Тянь Жань
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Предмет исследования — речевые публицистические штампы; материал исследования — тексты газеты «Завтра». Основная цель исследования заключается в том, чтобы понять, как речевые штампы выражают языковую личность и языковое сознание автора конкретного текста.
Тезисы
Ключевые слова: речевой штамп; языковая личность; публицистический стиль
Термин «языковая личность» впервые появился в русском языкознании в работах В. В. Виноградова, но точного определения этого термина в то время предложено не было. В 1980-е годы это явление постепенно обратило на себя внимание лингвистов, например, в работах «Современная лингводидактика» Г. И. Богина и «Русский язык и языковая личность» Ю. Н. Караулова были предприняты попытки его терминологического определения. Так, по мнению Ю. Н. Караулова, языковую личность можно охарактеризовать как человеческую способность, позволяющую создавать и воспринимать тексты различной структурно-языковой сложности, глубины и точности отражения действительности и определенной целевой направленности [Караулов, Красильникова, 1989: 3].
Анализ речевых штампов современных российских СМИ как средства выражения языковой личности показал, что они характеризуются экспрессией и обнаруживают отсылки к библейским сюжетам и персонажам (ждать зарплаты как манны небесной; Ноев ковчег угольной промышленности все еще на плаву), к общеевропейской культуре (за фасадом этой организации скрываются тайны Мадридского двора), русскому фольклору (Змей Горыныч Иркутска; Царевна Несмеяна Мариинского театра; некачественное сооружение без окон и дверей и на курьих ножках), реалиям и самобытным традициям (подростки устроили в подворотне кулачные бои; в России свадьба без драки — это что Новый год без оливье и крабовых палочек; в городском парке негде даже посидеть на дорожку — ни одной скамейки), классической русской литературе (негерой нашего времени; преступление и ненаказание; поймать золотую рыбку в 30 лет).
Использование же эмоционально окрашенных речевых штампов, таких как, например, офисный планктон (общее определение для офисных служащих), высокие кабинеты ('политическая элита, чиновники'), золотые унитазы ('излишняя роскошь'), сидеть на игле ('быть наркозависимым') и т. п. нацелено на повышение эффективности коммуникации.
В результате анализа конкретных примеров нами было выявлено, что авторы публицистического текста могут: 1) использовать негативно окрашенные речевые штампы, для того чтобы прямо выражать прогнозы относительно дальнейшего развития каких-то событий; 2) использовать речевые штампы, чтобы облегчить читателю вхождение в заданную контекстную ситуацию и повлиять на его чувства; 3) использовать речевые штампы в отличных от общепринятых оценочных значениях, тем самым имплицитно выражая иронию или даже сарказм по отношению к тем или иным общественно-политическим явлениям или деятелям и т. д.
Таким образом, речевой штамп становится неотъемлемой частью реализации языковой личности говорящего или пишущего. На материале современной российской публицистики нами было установлено, что главными функциями речевого штампа являются: 1) обеспечение краткости изложения за счет узнаваемости и прецедентности цитируемой фразы, 2) выражение эмоциональной экспрессии, чаще всего — иронии или сарказма, 3) эксплицирование образа автора в случаях трансформации или обыгрывания уже устоявшихся штампов.
Литература:
Караулов Ю. Н., Красильникова Е. В. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность / отв.ред. Д. Н. Шмелев. М., 1989. С. 3—10.
Термин «языковая личность» впервые появился в русском языкознании в работах В. В. Виноградова, но точного определения этого термина в то время предложено не было. В 1980-е годы это явление постепенно обратило на себя внимание лингвистов, например, в работах «Современная лингводидактика» Г. И. Богина и «Русский язык и языковая личность» Ю. Н. Караулова были предприняты попытки его терминологического определения. Так, по мнению Ю. Н. Караулова, языковую личность можно охарактеризовать как человеческую способность, позволяющую создавать и воспринимать тексты различной структурно-языковой сложности, глубины и точности отражения действительности и определенной целевой направленности [Караулов, Красильникова, 1989: 3].
Анализ речевых штампов современных российских СМИ как средства выражения языковой личности показал, что они характеризуются экспрессией и обнаруживают отсылки к библейским сюжетам и персонажам (ждать зарплаты как манны небесной; Ноев ковчег угольной промышленности все еще на плаву), к общеевропейской культуре (за фасадом этой организации скрываются тайны Мадридского двора), русскому фольклору (Змей Горыныч Иркутска; Царевна Несмеяна Мариинского театра; некачественное сооружение без окон и дверей и на курьих ножках), реалиям и самобытным традициям (подростки устроили в подворотне кулачные бои; в России свадьба без драки — это что Новый год без оливье и крабовых палочек; в городском парке негде даже посидеть на дорожку — ни одной скамейки), классической русской литературе (негерой нашего времени; преступление и ненаказание; поймать золотую рыбку в 30 лет).
Использование же эмоционально окрашенных речевых штампов, таких как, например, офисный планктон (общее определение для офисных служащих), высокие кабинеты ('политическая элита, чиновники'), золотые унитазы ('излишняя роскошь'), сидеть на игле ('быть наркозависимым') и т. п. нацелено на повышение эффективности коммуникации.
В результате анализа конкретных примеров нами было выявлено, что авторы публицистического текста могут: 1) использовать негативно окрашенные речевые штампы, для того чтобы прямо выражать прогнозы относительно дальнейшего развития каких-то событий; 2) использовать речевые штампы, чтобы облегчить читателю вхождение в заданную контекстную ситуацию и повлиять на его чувства; 3) использовать речевые штампы в отличных от общепринятых оценочных значениях, тем самым имплицитно выражая иронию или даже сарказм по отношению к тем или иным общественно-политическим явлениям или деятелям и т. д.
Таким образом, речевой штамп становится неотъемлемой частью реализации языковой личности говорящего или пишущего. На материале современной российской публицистики нами было установлено, что главными функциями речевого штампа являются: 1) обеспечение краткости изложения за счет узнаваемости и прецедентности цитируемой фразы, 2) выражение эмоциональной экспрессии, чаще всего — иронии или сарказма, 3) эксплицирование образа автора в случаях трансформации или обыгрывания уже устоявшихся штампов.
Литература:
Караулов Ю. Н., Красильникова Е. В. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность / отв.ред. Д. Н. Шмелев. М., 1989. С. 3—10.