«Тактики» неподцензурной литературы 1930—1940-х гг.: случай Николая Глазкова
Анастасия Алексеевна Бабушкина
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Санкт- Петербургский Государственный Университет
Санкт- Петербургский Государственный Университет
Ключевые слова, аннотация
В настоящем докладе представлена попытка охарактеризовать
положение Николая Глазкова в поле «непечатной» литературы 1930—1940-х гг. Совокупность
формальных приёмов, к которым обращается Глазков в своей поэтической практике,
рассматривается как тактика взаимодействия с литературой официального ряда.
Тезисы
Ключевые слова: Н. Глазков; неподцензурная поэзия; массовая поэзия 1930—1940-х гг.; ИФЛИ, авангард
Исследования последних десятилетий последовательно указывают на то, что история неофициальной культуры поддаётся нарративизации с большим трудом. Одним из препятствий на пути к выстраиванию подобного нарратива оказывается недостаточность представлений о наборе тактик легитимации собственной эстетической позиции, к которым обращались авторы поколения «первого рождения» [Кукулин, 2019] неофициальной поэзии в 1930—1940-е гг.
Настоящий доклад представляет собою попытку охарактеризовать эстетическую позицию Николая Глазкова в литературной ситуации 1930—1940-х гг. Глазков, изобретатель определения «самсебяиздат», начиная с конца 1950-х гг. опубликовал 13 «госиздатовских» стихотворных сборников, поэтика которых, по оценкам современников, радикально отличалась от поэтической манеры стихотворений Глазкова, не предназначенных для печати. Гипотеза настоящего доклада состоит в том, что Глазков обращается к приёмам массовой поэзии 30—40-х гг., существенно трансформируя их функции. Заимствуя формальный инструментарий поэзии официального ряда, Глазков проблематизирует форму легитимного эстетического высказывания, дискредитируя тем самым формы реализации «властного» дискурса.
В качестве материала в настоящем докладе используются тексты Глазкова 1930-х гг., обнаруживающие влияние футуристической традиции, а также «военные» тексты 1940-х гг., встроенные в контекст поэтической практики поэтов-«ифлийцев», близких к кругу Ильи Сельвинского. Представляется характерным, что обе традиции в рассматриваемый период существовали на стыке «официального» и авангардного дискурсов, искусственное противопоставление которых являлось важной частью культуростроительной политики сталинской эпохи [Менцель, 2000].
Литература:
Кукулин И. В. Прорыв к невозможной связи : Статьи о русской поэзии. Екб.; М., 2019.
Менцель Б. Традиции и новаторство // Соцреалистический канон / Ред. Гюнтер Х., Добренко Е. СПб., 2000. С. 492—502.
Исследования последних десятилетий последовательно указывают на то, что история неофициальной культуры поддаётся нарративизации с большим трудом. Одним из препятствий на пути к выстраиванию подобного нарратива оказывается недостаточность представлений о наборе тактик легитимации собственной эстетической позиции, к которым обращались авторы поколения «первого рождения» [Кукулин, 2019] неофициальной поэзии в 1930—1940-е гг.
Настоящий доклад представляет собою попытку охарактеризовать эстетическую позицию Николая Глазкова в литературной ситуации 1930—1940-х гг. Глазков, изобретатель определения «самсебяиздат», начиная с конца 1950-х гг. опубликовал 13 «госиздатовских» стихотворных сборников, поэтика которых, по оценкам современников, радикально отличалась от поэтической манеры стихотворений Глазкова, не предназначенных для печати. Гипотеза настоящего доклада состоит в том, что Глазков обращается к приёмам массовой поэзии 30—40-х гг., существенно трансформируя их функции. Заимствуя формальный инструментарий поэзии официального ряда, Глазков проблематизирует форму легитимного эстетического высказывания, дискредитируя тем самым формы реализации «властного» дискурса.
В качестве материала в настоящем докладе используются тексты Глазкова 1930-х гг., обнаруживающие влияние футуристической традиции, а также «военные» тексты 1940-х гг., встроенные в контекст поэтической практики поэтов-«ифлийцев», близких к кругу Ильи Сельвинского. Представляется характерным, что обе традиции в рассматриваемый период существовали на стыке «официального» и авангардного дискурсов, искусственное противопоставление которых являлось важной частью культуростроительной политики сталинской эпохи [Менцель, 2000].
Литература:
Кукулин И. В. Прорыв к невозможной связи : Статьи о русской поэзии. Екб.; М., 2019.
Менцель Б. Традиции и новаторство // Соцреалистический канон / Ред. Гюнтер Х., Добренко Е. СПб., 2000. С. 492—502.