Шуток нет, но вы держитесь: реакции на шутки политиков (на материале русского языка)
Наталья Алексеевна Степанова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Данная работа
посвящена реакциям на неудачные публичные шутки на материале русского языка. Рассматривались
размещенные в социальных сетях реакции на шутки политиков. Анализ полученных данных
выявил, что возможными являются несколько типов реакций: 1) шутка воспринимается как удачная и поддерживается; 2) шутка воспринимается как неудачная и иронично
поддерживается; 3) шутка
воспринимается как неудачная и не поддерживается; 4) шутка
становится основой для создания новых шуток; 5) шутка
становится поводов для критики общественной ситуации.
Тезисы
Ключевые слова: юмор;
failed humor; анализ дискурса;
прагматика
Работа посвящена исследованию так называемых неудачных шуток, к которым относятся юмористические высказывания, воспринятые как попытка пошутить, но не оцененные адресатом как смешные и уместные [Bell, 2009]. На материале русского языка, несмотря на реальное функционирование неудачных шуток в разных типах дискурса, тема еще не привлекала внимание исследователей, что определяет актуальность и новизну работы.
При исследовании юмора необходимо понимать, что шутки произносятся не только в неформальной обстановке, будучи адресованы ограниченному круг лиц, но и во время публичных мероприятий. В последнем случае шутка воспринимается и оценивается широкой публикой, поэтому последствия произнесения шутки для субъекта юмора становятся значительнее. Настоящее исследования продолжает работу по изучению неудачных публичных шуток, начатую Файл и Шнурр [File, Schnurr, 2018], на материале русского языка и рассматривает в качестве субъектов юмора политических деятелей.
Цель данного исследования — изучить реакции на неудачные публичные шутки русскоязычных политиков. Основным материалом исследования является корпус реакций на неудачные шутки политиков, собранные из постов пользователей в социальных сетях, опубликованных в течение недели после произнесения политиком неудачной шутки. В некоторых случаях временная рамка была изменена из-за экстралингвистических факторов, влияющих на качество и полноту материала. Методика сбора и анализа данных во многом повторяет предложенную в работу Файл и Шнурр [File, Schnurr, 2018]; внесенные в методику изменения обусловлены спецификой настоящего исследования.
Анализ собранных данных показал, что возможны несколько типов реакций на неудачную публичную шутку: 1) шутка воспринимается как удачная и поддерживается; 2) шутка воспринимается как неудачная и иронично поддерживается; 3) шутка воспринимается как неудачная и не поддерживается; 4) шутка становится основой для создания новых шуток; 5) шутка становится поводов для критики общественной ситуации.
Литература:
Bell N. Responses to failed humor // Journal of Pragmatics. 2009. Volume 41. Issue 9. P. 1825—1836.
File K. A., Schnurr S. That match was «a bit like losing your virginity». Failed humour, face and identity construction in TV interviews with professional athletes and coaches // Journal of Pragmatics. 2019. Volume 152. P. 132—144.
Работа посвящена исследованию так называемых неудачных шуток, к которым относятся юмористические высказывания, воспринятые как попытка пошутить, но не оцененные адресатом как смешные и уместные [Bell, 2009]. На материале русского языка, несмотря на реальное функционирование неудачных шуток в разных типах дискурса, тема еще не привлекала внимание исследователей, что определяет актуальность и новизну работы.
При исследовании юмора необходимо понимать, что шутки произносятся не только в неформальной обстановке, будучи адресованы ограниченному круг лиц, но и во время публичных мероприятий. В последнем случае шутка воспринимается и оценивается широкой публикой, поэтому последствия произнесения шутки для субъекта юмора становятся значительнее. Настоящее исследования продолжает работу по изучению неудачных публичных шуток, начатую Файл и Шнурр [File, Schnurr, 2018], на материале русского языка и рассматривает в качестве субъектов юмора политических деятелей.
Цель данного исследования — изучить реакции на неудачные публичные шутки русскоязычных политиков. Основным материалом исследования является корпус реакций на неудачные шутки политиков, собранные из постов пользователей в социальных сетях, опубликованных в течение недели после произнесения политиком неудачной шутки. В некоторых случаях временная рамка была изменена из-за экстралингвистических факторов, влияющих на качество и полноту материала. Методика сбора и анализа данных во многом повторяет предложенную в работу Файл и Шнурр [File, Schnurr, 2018]; внесенные в методику изменения обусловлены спецификой настоящего исследования.
Анализ собранных данных показал, что возможны несколько типов реакций на неудачную публичную шутку: 1) шутка воспринимается как удачная и поддерживается; 2) шутка воспринимается как неудачная и иронично поддерживается; 3) шутка воспринимается как неудачная и не поддерживается; 4) шутка становится основой для создания новых шуток; 5) шутка становится поводов для критики общественной ситуации.
Литература:
Bell N. Responses to failed humor // Journal of Pragmatics. 2009. Volume 41. Issue 9. P. 1825—1836.
File K. A., Schnurr S. That match was «a bit like losing your virginity». Failed humour, face and identity construction in TV interviews with professional athletes and coaches // Journal of Pragmatics. 2019. Volume 152. P. 132—144.