Когнитивно-смысловая триада «родина — отечество — отчизна» в языковой картине мира
Ольга Витальевна Огородняя
Докладчик
студент 3 курса
Луганский государственный педагогический университет
Луганский государственный педагогический университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе предпринята попытка выяснить ценность триады родина — отечество — отчизна для русского человека. На основании анализа паремий, репрезентирующих идею патриотизма, делается вывод о высокой значимости лексем выбранной триады в языковой картине мира.
Тезисы
Ключевые слова: языковая картина мира; паремия; лингвокультура
Триада родина — отечество — отчизна может рассматриваться через призму русской языковой картины мира. Актуальность исследования обусловлена аксиологической значимостью триады для русской лингвокультуры, отраженной в идеологически и социально обусловленном дискурсе. Новизну исследования мы видим в выявлении когнитивно-смысловой составляющей выбранной триады для русского человека.
Чтобы понять, как связаны элементы триады родина — отечество — отчизна, обратимся к словарным данным. М. Фасмер семантически отождествляет лексему родина с лексемой отечество, устанавливая ее словообразовательное родство с общеславянской по происхождению лексемой род. В словаре В. И. Даля лексема отчизна представлена родственными словами отчим, отчина и др., а лексема родина охарактеризована в кругу родственных родить, родня и др.
Несмотря на то что существительные родина, отечество, отчизна семантически часто отождествляются друг с другом, за ними стоят разные конфигурации идеологического комплекса, различные речевые конструкции. На основе паремиологического фонда В. И. Даля покажем частотность использования выбранных лексем. Путём выборки мы выявили паремии, которые были распределены по нескольким группам. В первую группу (самую немногочисленную) вошли паремии с прямым употреблением лексемы родина: Мила та сторона, где пупок резан (т. е. родина); И кости по родине плачут (Человек за жизнь так привыкает к своей родине, что даже после смерти тоскует по ней.)
Ко второй группе были отнесены паремии, которые в своём составе имеют синонимическое наименование родины: С родной сторонки и ворона мила; На родной стороне и камешек знаком. Эти пословицы и поговорки демонстрируют ценность родной земли не только для человека, но и для животного, которое так же привязывается к тому месту, где родилось.
В паремиологическом фонде русского языка пословиц об отчизне и отечестве меньше, но все они предполагают единственную трактовку — бережное отношение к тому месту, где родился человек: Кто отчизну любит — тот врага губит; За отечество жизнь отдают.
Можно сказать, что лексема родина из изучаемой триады — сущность идеологическая в том смысле, что в ней отражаются представления общества (или его части) о его устройстве. В лексеме отечество отражается патриотизм, который связывает соотечественников, людей разного социального положения, общей готовностью служить интересам отчизны.
Таким образом, исследование триады родина — отечество — отчизна, осуществленное по данным словарей, позволяет проследить ценность ее содержания для русской языковой картины мира. Исторически сложившееся содержание триады представляет собой комплекс ядерных смыслов «малая родина», «большая Родина», «Родина-мать».