«Часть речи» И. Бродского: поэтика границы телесного и метафизического
Александра Михайловна Ильина
Докладчик
магистрант 2 курса
Самарский государственный аэрокосмический университет им. ак. С. П. Королёва
Самарский государственный аэрокосмический университет им. ак. С. П. Королёва
Ключевые слова, аннотация
В поэтическом цикле «Часть речи» И. Бродский создает ситуацию эстетической коммуникации лирического Я с Другим с помощью категории границы телесного и метафизического. Граница представляет собой не только внешнее, но и внутреннее явление, особую форму эстетического события, способную помочь поэту отстраниться от непосредственно бытового восприятия реальности — это порождает дистанцию между ним и другими людьми, между настоящим, прошлым и будущим.
Тезисы
Ключевые слова: граница; эстетическая коммуникация;
трансформация
личного; изоляция
В докладе выполняется анализ категории границы в поэтическом цикле И. Бродского «Часть речи». Научная новизна исследования обусловлена недостаточностью исследования категории границы как особого модуса эстетической коммуникации в поэзии И. Бродского, несмотря на едва ли не центральное ее положение во всем творчестве поэта. Целью исследования является определение основных особенностей поэтики границы в лирических произведениях И. Бродского, входящих в состав цикла «Часть речи». Материал исследования: поэтический цикл И. Бродского «Часть речи». Теоретическая база: теоретические разработки проблемы границы Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина и Н. Т. Рымаря. Нами были использованы следующие общенаучные методы: системно-структурный, эмпирическое исследование, биографический методы, методы теоретического познания. Граница является не только внешним, но и внутренним явлением и представляет собой особую форму эстетического события. Поэт — человек, живущий искусством, то есть способный отстраниться от непосредственно бытового восприятия реальности, дистанцироваться от готовых представлений, от практически-функционального восприятия вещей. Это порождает определенную границу между ним и другими людьми, живущими в другом модусе человеческого существования. Она очищает чувства от всего случайного, мутного, но при этом позволяет их пристально рассмотреть, увидеть эти грани состояния поэта как таковые, а не через призму эмоционального мировосприятия.
«От всего человека вам остается часть речи. Часть речи вообще. Часть речи» [Бродский, 2010: 210], — пишет Бродский в стихотворении «… и при слове "грядущее" из русского языка…». Несколько раз повторяющееся словосочетание «часть речи» является названием цикла и сборника, поэт особенно выделяет его. Можно полагать, что это ключ к пониманию всего текста. «Часть речи» — это не только грамматический термин, но и сказанное человеком слово, одна единица из сказанного человечеством. Так, слово противостоит времени и пространству, это то, что отделяет телесное, материальное и метафизическое.
В произведениях цикла «Часть речи» представлено два мира: телесный и метафизический, первый — это мир наличествующей действительности, а второй — мир фантазии и идеи, пространство воспоминаний. Категория границы представлена с помощью события осознания нужности Другого в своей жизни, как реактора сильного чувства, трансформировавшегося в язык поэзии. Эти чувства представлены через телесные и метафизические образы, разделенные границей. Лирический субъект пытается ее преодолеть, но безуспешно, единственный способ достичь этого — изоляция себя в себе.
Таким образом, грани телесного и метафизического в творчестве И. Бродского представлены через образ Другого, когда чувства и эмоции лирического субъекта трансформируются в язык поэзии.
Литература:
Бродский И. А. Письма римскому другу: Стихотворения. СПб., 2010.