Великая французская революция в романе М. Н. Загоскина «Искуситель»
Татьяна Сергеевна Требухина
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируется полемика М. Н. Загоскина в романе «Искуситель» с идеологией французского Просвещения. Писатель полагает, что идеи философов XVIII в., пошатнувшие христианскую веру, подготовили почву для Великой французской революции, которая стала воплощением их теорий, и привели к смуте, разрушению нравственности и традиционных ценностей.
Тезисы
Ключевые слова: М. Н. Загоскин; Великая французская революция; Руссо; Вольтер; консерватизм
Творчество М. Н. Загоскина, известного, прежде всего, своими историческими романами «Юрий Милославский» и «Рославлев», исследовано неравномерно. В докладе рассматривается одно из наименее изученных произведений писателя — роман «Искуситель» (1838). Он создан в форме мемуаров провинциального помещика, на склоне лет вспоминающего о событиях своей молодости (конец XVIII в.), об опасностях, которым герой подвергся, находясь в ту пору в Москве.
Многосоставный в жанровом отношении, роман Загоскина позволяет сделать вывод, что писателя волновали политические, нравственные и литературные проблемы, имеющие прямое отношение к современным ему событиям. Полемичность романа проявляется, в частности, в споре с идеями, связанными с идеологией французского Просвещения. Автор выступает защитником традиционных ценностей российского общества, консервативных «охранительных» идей.
В «Искусителе» Загоскин связывает западное влияние с фигурой таинственного и аморального барона Брокена, обладающего чертами инфернального героя и ведущего повествователя по пути греха. Барон Брокен является не только идеологическим сторонником Великой французской революции, но, по слухам, и ее непосредственным участником. Суждения о Революции, споры об идеях Вольтера и Руссо не раз возникают на протяжении произведения. Персонажей романа можно разделить на две группы: приверженцев либеральных идей и западных ценностей и их противников, придерживающихся традиционных взглядов и отстаивающих христианскую веру. Писатель уверен, что российскому обществу не следует увлекаться европеизмом.
В результате анализа романа можно сделать вывод, что Запад идет по пути ложного просвещения, основанного на рационализме, а России следует придерживаться просвещения истинного, основанного на вере в Христа. По мнению Загоскина, существует два типа просвещения. Один из них подготовил почву для Великой французской революции и в дальнейшем всегда и везде будет приводить к кровопролитным событиям, а другой, которому следует Россия, спустя время может стать благом для всех людей.
Многосоставный в жанровом отношении, роман Загоскина позволяет сделать вывод, что писателя волновали политические, нравственные и литературные проблемы, имеющие прямое отношение к современным ему событиям. Полемичность романа проявляется, в частности, в споре с идеями, связанными с идеологией французского Просвещения. Автор выступает защитником традиционных ценностей российского общества, консервативных «охранительных» идей.
В «Искусителе» Загоскин связывает западное влияние с фигурой таинственного и аморального барона Брокена, обладающего чертами инфернального героя и ведущего повествователя по пути греха. Барон Брокен является не только идеологическим сторонником Великой французской революции, но, по слухам, и ее непосредственным участником. Суждения о Революции, споры об идеях Вольтера и Руссо не раз возникают на протяжении произведения. Персонажей романа можно разделить на две группы: приверженцев либеральных идей и западных ценностей и их противников, придерживающихся традиционных взглядов и отстаивающих христианскую веру. Писатель уверен, что российскому обществу не следует увлекаться европеизмом.
В результате анализа романа можно сделать вывод, что Запад идет по пути ложного просвещения, основанного на рационализме, а России следует придерживаться просвещения истинного, основанного на вере в Христа. По мнению Загоскина, существует два типа просвещения. Один из них подготовил почву для Великой французской революции и в дальнейшем всегда и везде будет приводить к кровопролитным событиям, а другой, которому следует Россия, спустя время может стать благом для всех людей.