Ономастическое пространство творчества Даши Намдакова (на материале названий произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства)
Екатерина Дмитриевна Глушкова
Докладчик
студент 2 курса
Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова
Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен
структурно-системному и когнитивно-семантическому описанию ономастического
пространства творчества современного бурятского художника Даши Намдакова.
Материалом для исследования послужили артионимы — названия произведений
изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которые представлены
скульптурами, монументами, графическими работами,
ювелирными изделиями, миниатюрами, ленд-артами.
Тезисы
Ключевые слова: ономастика; артионимы; Даши Намдаков
Актуальность исследования обусловлена изучением артионимов как обширного периферического пласта имен собственных, которые, как правило, демонстрируют национально-культурные особенности, характеризуют внутренний мир автора. Источником послужил официальный сайт бурятского художника Даши Намдакова, а также книги и журналы, посвящённые выставкам разных лет.
В ходе работы было отобрано и проанализировано более 200 артионимов. В результате были выявлены основные лексико-семантические группы по характеру мотивирующего признака, лёгшего в основу номинации. Артионимическое пространство творчества Даши Намдакова включает следующие лексико-тематические объединения: 1) анималистическая тема («Лань», «Птица и тигр»); 2) мифология и мифологические образы («Гаруда», «Кентавр»); 3) культура номадов («Томирис»); 4) буддизм («Свет Шамбалы»); 5) шаманизм («Лама с бубном»); 6) топонимика («Отец Байкал»); 7) бурят-монгольская культура («Буха-Нойон»). Заметную часть номинаций представляют единицы, обозначающие абстрактные понятия («Энергия», «Идея»), особые эмоциональные состояния и их проявления («Вдохновение», «Нежность»), в том числе построенные на основе различных фигур речи («Воспоминание о будущем»).
При этимологическом анализе данных единиц были выделены артионимы, восходящие к следующим языковым группам: монгольская (бур. «Арсалан», монг. «Баярсэсэг»), тибето-бирманская (тиб. «Дакини»), тюркская (казах. «Ханшаим»), славянская (рус. «Дар») и др. Часть онимов представляет собой заимствования из германских и романских языков («Грация», «Левитация», «Медитация»).
Структурно выделяются однословные и неоднословные артионимы, где первые составляют большинство. Преобладающее число номинаций представлено именными частями речи («Затмение», «Степные мелодии»).
Предварительный анализ исследуемых артионимов позволяет сделать вывод о том, что номинативное пространство творчества Д. Намдакова свидетельствует об уникальном синтезе двух культур — европейской и азиатской, с которыми художник очень хорошо знаком.
Допустимым представляется рассматривать творчество Д. Намдакова как явление, родственное жанру фэнтези, для которого характерны глубокая связь с мифологией, фольклором, историей религии.
Актуальность исследования обусловлена изучением артионимов как обширного периферического пласта имен собственных, которые, как правило, демонстрируют национально-культурные особенности, характеризуют внутренний мир автора. Источником послужил официальный сайт бурятского художника Даши Намдакова, а также книги и журналы, посвящённые выставкам разных лет.
В ходе работы было отобрано и проанализировано более 200 артионимов. В результате были выявлены основные лексико-семантические группы по характеру мотивирующего признака, лёгшего в основу номинации. Артионимическое пространство творчества Даши Намдакова включает следующие лексико-тематические объединения: 1) анималистическая тема («Лань», «Птица и тигр»); 2) мифология и мифологические образы («Гаруда», «Кентавр»); 3) культура номадов («Томирис»); 4) буддизм («Свет Шамбалы»); 5) шаманизм («Лама с бубном»); 6) топонимика («Отец Байкал»); 7) бурят-монгольская культура («Буха-Нойон»). Заметную часть номинаций представляют единицы, обозначающие абстрактные понятия («Энергия», «Идея»), особые эмоциональные состояния и их проявления («Вдохновение», «Нежность»), в том числе построенные на основе различных фигур речи («Воспоминание о будущем»).
При этимологическом анализе данных единиц были выделены артионимы, восходящие к следующим языковым группам: монгольская (бур. «Арсалан», монг. «Баярсэсэг»), тибето-бирманская (тиб. «Дакини»), тюркская (казах. «Ханшаим»), славянская (рус. «Дар») и др. Часть онимов представляет собой заимствования из германских и романских языков («Грация», «Левитация», «Медитация»).
Структурно выделяются однословные и неоднословные артионимы, где первые составляют большинство. Преобладающее число номинаций представлено именными частями речи («Затмение», «Степные мелодии»).
Предварительный анализ исследуемых артионимов позволяет сделать вывод о том, что номинативное пространство творчества Д. Намдакова свидетельствует об уникальном синтезе двух культур — европейской и азиатской, с которыми художник очень хорошо знаком.
Допустимым представляется рассматривать творчество Д. Намдакова как явление, родственное жанру фэнтези, для которого характерны глубокая связь с мифологией, фольклором, историей религии.