XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Комета Белы (Биэлы) 1832 г. и эсхатологическая тема в русской литературе

Дарья Евгеньевна Бражникова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В настоящем докладе на частном примере трёх произведений, созданных в связи с общественными ожиданиями по поводу кометы Белы (Биэлы), рассматривается эсхатологическая тема в русской литературе первой трети XIX в.

Тезисы

Ключевые слова: эсхатологическая тема; комета Белы (Биэлы); И. Г. Гурьянов; М. П. Погодин; О. И. Сенковский

Изучение эсхатологической темы в русской литературе является одним из актуальных направлений современного литературоведения и культурологии, однако она рассматривается, главным образом, на материале конца XIX — начала XX в. В качестве примера можно привести монографии В. П. Шестакова «Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры» [Шестаков, 1995] и Л. Кациса «Русская эсхатология и русская литература» [Кацис, 2000]. Применительно к эпохе первой трети XIX века общих работ, посвященных этой проблеме, нет, хотя в связи с отдельными сочинениями она затрагивалась [Карпов, 2015]. В настоящем докладе предпринимается попытка расширить исследование эсхатологической темы в русской литературе этого времени. В докладе будут рассмотрены три произведения: «Комета 1832 года. Отрывок из неизданного романа, основанного на астрономических наблюдениях» (1832) И. Г. Гурьянова, «Галлеева комета» (1833) М. П. Погодина и «Учёное путешествие на Медвежий остров» (1833) О. И. Сенковского. Все эти тексты вызваны ожиданием столкновения Земли с кометой Белы (Биэлы) в 1832 г. и грядущей глобальной катастрофы. Они являются реакцией на бушевавшие в обществе того времени эсхатологические толки о приближающейся комете, но в то же время осмысливают и современные им научные воззрения, например, теорию катастроф Ж. Кювье. Несмотря на то, что выделенные произведения объединены общим историческим контекстом, в докладе будут выявлены и индивидуальные особенности каждого из них. Например, в произведении Гурьянова сочетаются иронически-пародийная направленность и серьёзное научное обоснование астрономических явлений; «фантазия» Погодина отвлекается от прямого эсхатологизма, обращаясь к теме непризнанного гения; а Сенковский в своём «Путешествии» иронизирует над популярными научными теориями. Результатом исследования является расширение представления о разработке эсхатологических мотивов в русской литературе и о связях литературы с естественными науками. Предлагаемый доклад входит в рамки более широкого исследования эсхатологической темы в русской литературе 1820—1830-х гг.

Литература: 
Карпов А. А. 
Библейские мотивы в «поэтической картине» А. В. Тимофеева «Последний день» // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. С. 16—26. 
Кацис Л. Ф. Русская эсхатология и русская литература, М., 2000. 
Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры, М., 1995.